Мусорный компромисс

7 марта 2017 г.

Правительство определилось с параметрами проведения конкурсов на строительство пяти мусоросжигательных ТЭС в Подмосковье и Татарстане. Изначальные требования — минимальная заявка в 300 МВт и инвестиции в 120 млрд руб.— не устраивали участников рынка и создавали, по их мнению, условия для победы близкого к «Ростеху» фонда «РТ-Инвест». В итоге правительство решило разбить конкурс по региональному принципу и уменьшить объем минимальной заявки, но ввело требование, чтобы инвестор выбрал не менее 90% от объема предложения по каждому региону. Источники ―Ъ‖ считают, что такие условия ближе к концепции единого лота и не создают реальной конкуренции.

В понедельник правительство опубликовало постановление от 28 февраля о господдержке строительства четырех мусоросжигательных ТЭС в Подмосковье (по 70 МВт) и одной в Татарстане (55 МВт), в котором прописаны основные условия отбора инвесторов. Согласно документу, объемы в Татарстане и Московском регионе (Подмосковье вместе с Москвой) будут выставляться на конкурс по отдельности, предельный объем составляет соответственно 55 МВт и 280 МВт. При этом в документ попало предложение Минэнерго включить условие по минимальному объему заявки на участие в 5 МВт, таким образом, один участник может подать несколько заявок такого объема. Но при этом даже в случае нескольких небольших по объему заявок инвестор должен гарантировать строительство почти всей выставленной на конкурс мощности: если общий объем заявки участника составит менее 90% от максимального, заявка отклоняется. «Минимальный объем мощности, который может быть отобран в каждом из субъектов РФ, равен 90% объема мощности, указанного в отношении такого субъекта РФ»,— говорится в документе. Сроки проведения отбора инвесторов сдвинутся практически на два месяца: сбор заявок начнется не ранее 1 июня, заявки планируется получить не позднее 15 июня.

Как считают источники ―Ъ‖, разбивка строительства мусорных ТЭС по регионам «теоретически дает возможность конкурировать за Татарстан, но не за Московскую область». Но даже с учетом этого «компромиссом этот конкурс можно назвать с трудом», считает собеседник ―Ъ‖ на энергорынке. «Фактически это тот самый ―единый лот‖, о котором говорилось ранее»,— отмечает он. Изначально инвестором проекта без конкурса планировалось назначить близкий «Ростеху» фонд «РТ-Инвест», но регуляторы настояли на конкурсном отборе (см. ―Ъ‖ от 2 декабря 2016 года). Министерства долго обсуждали условия отбора: исходно предполагалось объединить все ТЭС в единый лот с заявкой от 300 МВт и инвестициями около 120 млрд руб., что создавало преференции для «РТ-Инвест», отсекая более мелких инвесторов. Минэкономики предлагало конкурс по отдельным ТЭС, эту позицию по объему заявки поддерживали ФАС и Минэнерго, утверждали источники ―Ъ‖ (см. ―Ъ‖ от 20 февраля).

В постановлении установлены предельная величина удельных капзатрат на 1 кВт мощности в 380 тыс. руб. и стоимость выработки электроэнергии на уровне 1,336 тыс. руб. за МВт*ч для 2020 года. Величина эксплуатационных затрат для этого же периода составит 741 тыс. руб. за МВт в месяц. Как ранее писал ―Ъ‖, стоимость одной ТЭС в Москве может составить 30,2 млрд руб., в Татарстане — 21 млрд руб. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, с учетом этих параметров строительство ТЭС поднимет текущие тарифы для потребителей Московской области (с учетом Москвы) и Татарстана на 4%. В «Сообществе потребителей энергии» заметили, что условия проведения конкурса «заставляют сомневаться в искренности регуляторов, рассуждающих о необходимости развития конкуренции и роста экономики». О претензиях экологов к этим проектам см. также ―Ъ‖ от 7 марта.

В России возврат инвестиций в зеленую (возобновляемую) генерацию, к которой теперь причисляют и мусоросжигающие ТЭС, осуществляется через договоры на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат средств за счет повышенных платежей потребителей). Проекты отбираются раз в год, но в последнее время интерес инвесторов заметно угас. Из-за этого правительство решило, что мусорные ТЭС будут замещать объем неотобранных ранее проектов генерации, работающей на основе солнечной, ветровой энергии, и малых ГЭС. Как ранее писал ―Ъ‖, против этой меры в отношении ветрогенерации выступала «Энел Россия» (см. ―Ъ‖ от 16 февраля), эту позицию поддерживали еще несколько участников рынка. В постановлении мнения генкомпаний учли: выставляемые на отбор объемы ветрогенерации будут сокращаться меньшими темпами, чем планировалось (с 2021 по 2023 годы планировалось сокращать по 60 МВт ежегодно до 3,351 ГВт, в итоге все сокращение по ветру придется только на 2024 год — с 336,8 МВт до 150,2 МВт). Объемы конкурсов по солнечной и малой гидрогенерации остались в прежних параметрах — 1,759 ГВт и 425,4 МВт к 2024 году соответственно.

Коммерсантъ

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?