Потребители хотят отказа Минэнрего от разработки проекта постановления по модернизации в текущей редакции

11 июля 2018 г.

ИНТЕРФАКС - Потребители электроэнергии попросили Минэнерго РФ отказаться от дальнейшей разработки проекта постановления о модернизации генерирующих объектов, следует из письма главы ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева министру энергетики РФ Александру Новаку.

Согласно документу (с текстом ознакомился "Интерфакс"), потребители не увидели в проекте оценки макроэкономических и социально-экономических последствий. По их мнению, его утверждение в отсутствие подтвержденного спроса приведет к "углублению технологической отсталости и деградации электроэнергетической отрасли, существенному сужению конкурентного рынка и дальнейшем падению эффективности тепловой энергетики".

Потребители отмечают, что в документах нет механизма привлечения инвестиций - он "подменяется принудительными нерыночными обязательными договорами, ДПМ". В целом подготовленные ведомством предложения не приведут к "существенному снижению операционных расходов генерации" и возложат капитальные затраты и отплату доходности "на плечи потребителей".

Согласно схеме развития балансовый избыток в 2024 году в ценовых зонах составит более 47 ГВт, напоминают потребители, что с учетом "завышенного" прогноза спроса, перетоков и т.п., даст чистый избыток в 16 ГВт. Также они указывают на некорректность ссылок в проекте на Генсхемуразмещения объектов электроэнергетики до 2035 года, так как она "является рекомендательным документом" и не учитывает объекты мощностью ниже 500 МВт, появление новых технологий и потенциал развития распределенной генерации.Потребители считают необходимым провести комплексный анализ ситуации в энергосистеме с учетом схемы и программы развития ЕЭС, оценки технического состояния объектов электроэнергетики и результатов КОМ.

Кроме того, потребители считают, что документ не отвечает поручениям президента РФВладимира Путина обеспечить сдерживание роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции. Дело в том, что разработанный ведомством проект предполагает увеличение цены конкурентного отбора мощности (КОМ) на 20% сверх индексации по инфляции в течение трех лет. Так, на 2022 год предлагается индексация ИПЦ2017+6%, а в 2023-2024 гг. - рост на 7 п.п. дополнительно (то есть ИПЦ2017+13% и ИПЦ2017+20% соответственно). По мнению потребителей, "разработчики произвольно толкуют" поручение, "относя его действие на период после 2021 года". КОМ на период до 2024 года включительно предлагается провести до 15 декабря этого года. На темпы роста цен и тарифов могут повлиять и не учтенные пока в проекте модернизация АЭС и развитие ВИЭ после 2024 года.

Также в предложениях Минэнергоне учтены меры по либерализации газового рынка и газификация Сибири с учетом проекта "Сила Сибири". Потребители видят возможность роста цены на газ на внутреннем рынке до 2046 года, что "кардинально ухудшит экономику проектов по продлению ресурса старых неэффективных паросиловых блоков". При этом развитие таких проектов, как "Сила Сибири", открывает возможность для строительства "более экономичных и экологически чистых" парогазовых энергоблоков.

В целом принятие проектапостановления в текущем виде повлечет за собой отток потребителей из энергосистемы, считают в ассоциации. Это сократит финансовые возможности для содержания и обновления инфраструктуры, "обострит проблему перекрестного субсидирования, распределения нерыночных надбавок и в конечном итоге окажет негативное влияние на развитие самой энергетики и экономики в целом", заключили потребители. 

В качестве альтернативы они предлагают обновлять мощности за счет рыночных механизмов (конкурентного отбора мощности, "рынка на сутки вперед").

Минэнерго разместило соответствующий проект на едином портале нормативных и правовых актов в конце июня. Согласно документу, конкурентный отбор проектов модернизации предлагается провести осенью - сбор заявок намечен на срок до 1 ноября. При этом, как и предполагалось, отбор будет "залповым" - на период 2022-2024 гг. Со следующего года отбор проектов модернизации будет также ограничен сроками по приему ценовых заявок до 1 ноября и с началом поставки мощности по прошествии пяти лет после самого отбора. Отборы модернизации будут проводиться до 2025 года включительно.

По итогам отбора с победителями заключат договоры, которые гарантируют инвестору доходность и зафиксируют его обязательства на 15 лет. За невыполнение условий договора компании будут штрафовать, как происходит сейчас при нарушении договора о предоставлении мощности.

Базовая норма доходности инвестированного капитала в рамках программы модернизации определена в размере 14%. Как поясняли в Минэнерго, в первый год оплата мощности отобранных проектов будет соответствовать заявленным на отбор условно-постоянным затратам. Со второго года инвесторы начнут получать и капитальные затраты, полностью их вернут за 15 лет. При этом к базовой доходности будет применяться корректировка по методике Минэкономразвития. В ведомствеотмечали, что при текущем уровне доходности облигаций федерального займа фактическая доходность по проектам модернизации составила бы порядка 10-11%. "Снижение волатильности финансового сектора будет дополнительно снижать уровень доходности проектов модернизации тепловых электростанций", - заключалось в справке ведомства, направленной журналистам.

Подготовленная программа модернизации позволит до 2035 года обновить до 39 ГВт мощностей ТЭС (в том числе и на Дальнем Востоке), стоимость программы не превысит 1,35 трлн руб.

Служба энергетической информации Интерфакс,

10.07.2018

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha
Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?