От электросетевой стратегии не оставили камня на камне

22 октября 2020 г.

Потребители предложили Минэнерго существенно доработать проект вместе с бизнесом.

Инициативы Минэнерго по развитию электросетевого комплекса приведут к наращиванию нагрузки на потребителей.

Ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (объединяет энергоемкие промышленные предприятия) направила в Министерство энергетики разгромный отзыв на подготовленный ведомством проект Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года. Проект представляет собой набор непроработанных, не соответствующих основным трендам развития современной электроэнергетики, не согласованных между собой идей, нацеленных на улучшение финансовых показателей электросетевой монополии без каких-либо существенных эффектов для общества и экономики, говорится в письме. Особенную озабоченность вызывает включение в документ еще не утвержденных на правительственном уровне положений, которые ухудшат положение энергопотребителей, – дифференциации тарифа ФСК, оплаты сетевого резерва, включение в тариф затрат на консолидацию и цифровизацию сетей и т.д.

Письмо с критикой положений проекта директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев направил министру энергетики РФ Александру Новаку 13 октября (копия есть в "НГ"). Ранее проект стратегии был опубликован на сайте Минэнерго. Киселев пишет, что принятие документа в предлагаемой редакции "нецелесообразно и вредно для развития электроэнергетики и экономической жизни страны в целом". А его авторов он заподозрил в некомпетентности, поскольку ряд предложенных ими инициатив "строится на ошибочном представлении об особенностях функционирования электросетевого комплекса" и ведет к закреплению в государственных документах "искаженной информации для принятия стратегических решений".

Проект не учитывает влияние экономического спада, связанного с распространением коронавирусной инфекции, отмечается в письме: согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, объем ВВП в 2020 году снизится на 3,9%, общее потребление электроэнергии – на 3,6%, промышленное производство – на 4,1%, а восстановление показателей ожидается не ранее 2022 года. "Наращивание нерыночной нагрузки в электроэнергетике, в том числе под предлогом развития электросетевого комплекса, приведет к окончательной утрате промышленностью РФ конкурентного преимущества, связанного с ценами на электроэнергию, и еще больше ухудшит экономическое положение потребителей", – пишет Киселев, предупреждая о риске срыва выполнения целевых ориентиров экономики.

Развернутая критика проекта содержится в многостраничном приложении к письму. Так, эксперты "Сообщества потребителей энергии" усомнились в том, что документ вообще можно считать стратегией. В проекте отсутствует увязка со стратегическими документами и Стратегией социально-экономического развития РФ, говорится в замечаниях. Принцип преемственности и непрерывности не соблюдается: документ последовательно не согласуется с текущей стратегией, а также не учитывает результаты и проблемы, выявленные в ходе ее реализации. В качестве примера приводятся инициативы Минэнерго, по которым ведомству не удалось достичь консенсуса ни с бизнес-сообществом, ни с федеральными органами власти: дифференциация тарифов ФСК, введение оплаты максимальной резервируемой мощности, консолидация сетей и др.

Прогнозом социально-экономического развития РФ до 2024 года определяется, что для снижения объема перекрестного субсидирования в сетях размер индексации энерготарифов для населения должен быть выше, чем для прочих потребителей, и составлять 5% ежегодно. В проекте стратегии это не отражено, вместо этого ставка делается на квазисправедливое распределение нагрузки по перекрестному субсидированию между категориями бизнеса, указано в замечаниях.

В качестве цели проекта стратегии заявляется максимальное содействие социально-экономическому развитию страны и достижению национальных целей. Однако не раскрывается, каким образом этому будут способствовать, например, такие предусмотренные документом инициативы, как развитие интеллектуальных систем учета за счет потребителей, введение оплаты максимальной резервируемой мощности и штрафов для владельцев собственных энергообъектов, усиление монопольного положения "Россетей" в результате консолидации сетевого комплекса и др. Совокупный рост расходов экономики от этих инициатив, по минимальным оценкам, приведенным в отзыве, составляет 1,8-2 трлн руб.

Проект также не учитывает мировые тенденции и процессы в отечественной электроэнергетике по смене энергетического уклада, например существование и развитие распределенной энергетики. Документ ничего не говорит о взаимной интеграции централизованной и децентрализованной распределенной энергетики, а также о возможных социально-экономических эффектах для России от развития последней, констатируют потребители. Между тем она развивается бурными темпами: по разным оценкам, функционирует до 20 ГВт объектов распределенной генерации, активно развивается механизм управления спросом, реализуются проекты в области накопителей энергии.

Одна из главных проблем документа – установление в качестве задач и ключевых мер развития отрасли механизмов, которые неизбежно приведут к повышению платежной нагрузки на энергоемких системообразующих потребителей электроэнергии. Так, распределение перекрестного субсидирования на потребителей магистральных сетей, то есть энергоемкую промышленность, приведет к росту тарифов на услуги по передаче для них в 2,3 раза за три года. Рост конечной цены электроэнергии составит в среднем 26,6%, совокупная финансовая нагрузка увеличится на 40-45 млрд руб. в год. "Реализация этого предложения может привести к тяжелой экономической ситуации на целом ряде энергоемких предприятий, среди которых системообразующие, оборонные, градообразующие в моногородах", – предупреждается в письме.

По мнению авторов отзыва, введение платы за максимальную резервируемую сетевую мощность и штрафующих платежей за собственные объекты по производству электроэнергии экономически и технологически не обоснованно и приведет к росту обязательств предприятий и организаций перед сетевыми организациями на сумму до 342 млрд руб. От предложенной меры пострадают в первую очередь предприятия, имеющие собственную генерацию. Дополнительный платеж сетям для них предусмотрен вне зависимости от наличия или отсутствия сетевого "резерва", то есть является своего рода неизбежным штрафом за свою генерацию в размере примерно 20% от отпускаемой для собственных нужд электроэнергии. Учитывая, что электроэнергия производится и потребляется непосредственно на предприятиях без использования общей сети, платеж сетям за неоказываемую услугу неправомерен и повлечет негативные последствия для экономики, говорится в письме.

Консолидация электросетевого комплекса под управлением "Россетей" предлагаемым в проекте способом, по мнению потребителей, не соответствует текущей редакции Стратегии развития электросетевого комплекса и целям совершенствования госполитики по развитию конкуренции, определенным указом президента РФ, продолжают авторы отзыва. Такая консолидация вводит преференции для отдельных территориальных сетевых организаций, носит дискриминационный и коррупционный характер и не способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в отрасли, а также ведет к росту тарифов на услуги по передаче электроэнергии, считают потребители.

В проекте стратегии декларируется задача по ликвидации перекрестного субсидирования, при этом фактически не определяются способы борьбы с ним. В качестве единственного способа упоминается распределение перекрестного субсидирования на всех потребителей энергии за счет дифференциации тарифов в 2020-2021 годах. "Такой способ не только не обеспечит достижение поставленной задачи по ликвидации перекрестного субсидирования, но и заложит предпосылки для его еще большего роста, поскольку создаст возможность перераспределять значительные объемы "перекрестки", не помещающиеся в тарифы распределительного сетевого комплекса, в тарифы магистральных сетей", – отмечают потребители.

Проект стратегии подменяет повышение эффективности отрасли цифровой трансформацией и делает избыточный упор на цифровизацию, говорится в отзыве. Затраты на создание интеллектуальной системы учета дочерними компаниями "Россетей" могут составить от 800 млрд до 4 трлн руб., ожидаемый эффект в размере 40-50 млрд руб. в год общей экономии является на этом фоне крайне неубедительным, подчеркивается в письме. "Будущие эффекты никогда не станут сопоставимы с колоссальными издержками, которые понесут потребители, – говорится в замечаниях. – Учитывая заявленные ПАО "Россети" планы по замене приборов учета на современные в течение 12 лет (до 2030 года), реализация такого предложения может привести к росту тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 4-12% в год (при включении всех затрат в тариф). Соответственно рост стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей составит от 2 до 5% в год".

Проект стратегии не предусматривает мероприятий по обеспечению качества электроэнергии и надежности электроснабжения, а лишь декларирует необходимость обеспечения качественного и надежного энергоснабжения. Кроме того, в нем содержатся искаженные данные по текущей проблематике отрасли и конъюнктурное представление сути проблем. Например, тезис о несоответствии 95% используемых всех приборов учета неким "современным требованиям" (возможно, имеются в виду бытовые приборы коммерческого учета, но население обеспечивает только 15% потребления электроэнергии в РФ, подчеркивают потребители). Или тезис о том, что крупные потребители, присоединенные к магистральным сетям ФСК, не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию.

"Это не государственная стратегия, а набор разрозненных идей по улучшению финансовых показателей электросетевой монополии без каких-либо существенных эффектов для экономики и общества, – говорит начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. – Авторы игнорируют негативные экономические условия, связанные с ростом стоимости электрической энергии (мощности) и падением промышленного производства и потребления. Предлагаемые документом меры по дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, введению оплаты "сетевого резерва" и включению в сетевые тарифы затрат по консолидации и цифровизации электросетевого комплекса приведут к дополнительному приросту тарифа на услуги по передаче электрической энергии относительно уровня 2020 года в размере около 29% и еще больше усугубят текущую ситуацию в экономике".

Глеб Тукалин,

Независимая газета, 21.10.2020

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?