"Нужно повышать реальную загрузку сетей, а не изобретать новые способы пополнения выручки электросетевой монополии"

17 сентября 2021 г.

В июле Минэнерго представило доработанный проект об оплате потребителями неиспользуемых сетевых резервов. Министерство решило установить фиксированную величину оплачиваемого сетевого резерва в размере 15% и отказалось от нормы, по которой потребители с собственной генерацией оплачивали услуги по передаче в объеме 20% от своей выработки. Однако бизнес не устраивает и скорректированный вариант. Покупатели энергии полагают, что концептуально в проекте ничего не поменялось, инициатива обременяет экономику, но не достигает заявленных целей. Промышленники настаивают: вместо поголовных сборов за "бумажный" сетевой резерв необходимо реализовать комплекс адресных мер, который привел бы к реальному повышению загрузки сетевых мощностей в долгосрочном периоде. "Переток" попросил развернуто рассказать о позиции бизнеса заместителя директора Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерия Дзюбенко.

Доработанный проект Минэнерго концептуально не отличается от своих более ранних версий, поскольку построен на прежних принципах всеобщих штрафов для потребителей энергии по умозрительным критериям и ставкам, поэтому к достижению заявленных целей не ведет. Несмотря на снижение размеров платежей, в его основе по-прежнему лежит предположение, что под каждого конкретного потребителя построена и содержится отдельная мощность, и сеть равна сумме всех максимальных мощностей потребителей. Учитывая, что это технически и экономически неверно, мы по-прежнему считаем проект несостоятельным и предлагаем рассмотреть более сбалансированные и продуктивные варианты реального повышения эффективности использования электросетевой мощности.

Если считать загрузку сетей правильно, то проблемы "резерва" нет

После многолетней дискуссии с потребителями в Минэнерго наконец увидели, что доводы, положенные в основу проекта, как правило, не находят своего подтверждения на практике. Заявленный в виде проблемы низкий уровень загрузки сетевых мощностей был рассчитан без учета объемов, используемых для надежного энергоснабжения в так называемом режиме "n-1". Согласно данным Минэнерго, фактическая загрузка трансформаторной мощности в распредсетевом комплексе "Россетей" с учетом "n-1" в среднем составляет 47,8%, а не 15- 25%, как заявляли в сетевой монополии ранее.

Сравнение среднего уровня загрузки трансформаторной мощности распредсетевого комплекса "Россетей" с 34 территориальными сетевыми организациями из шести стран (СШАВеликобританияКанадаЧехияГерманияАвстралия), сопоставимыми с компаниями группы "Россети", показало отсутствие значимых отличий – средняя загрузка сетевой мощности у них и у "Россетей" фактически одинаковая. Таким образом, уровень загрузки электросетевых мощностей в России в целом соответствует среднемировому и поэтому проблемой странового масштаба не является.

Снижение загрузки сетей характерно для конкретных регионов и потребителей

Если рассмотреть динамику загрузки сетевых мощностей по годам и в региональном разрезе, становится очевидно, что снижение эффективности использования электросетевого комплекса наблюдается, во-первых, после 2011 года, когда инвестиционную составляющую из разовой платы за техприсоединение к сетям во избежание злоупотреблений законодательно перенесли в текущие тарифы на услуги по передаче электроэнергии. Во-вторых, это снижение загрузки характерно в основном для непромышленных регионов и агломераций с интенсивной жилой застройкой и масштабным использованием льготного технологического присоединения к электросетям.

Так, например, уровень загрузки центров питания, введенных после 2011 года, оказался существенно ниже, чем у построенных ранее: на Северном Кавказе – 53% и 70% соответственно, в Москве и Московской области – 42% и 58%, в Санкт-Петербурге – 35% и 48%, в Краснодарском крае – 34% и 66%. В то же время в промышленных макрорегионах картина иная, загрузка новых центров питания, построенных после 2011 года, выше или находится примерно на том же уровне, как у ранее введенных. В Сибири это 41% и 44%, в Тюмени – 56% и 48%, на Урале – 62% и 50%, на Северо-Западе – 48% и 42%.

Сравнение загрузки центров питания, введенных в эксплуатацию до и после 2011 года (данные Минэнерго России)

Таким образом, нет никакого смысла дополнительно стимулировать к повышению эффективности использования сетевой мощности потребителей целого ряда регионов и категорий. Тем более, что предложенные в проекте Минэнерго России стимулы и не требуются для подключения новых потребителей к простаивающей мощности.

Сетевой "резерв" одних потребителей не препятствует подключениям других

Согласно действующим правилам, у сетевых организаций есть право подключать новых потребителей к длительное время незагруженной мощности питающих центров. Если потребитель не пользуется выделенной ему мощностью, и это видно по устоявшимся режимам работы сети, никаких ограничений для предоставления этой мощности другому потребителю у сетевых организаций нет. Другими словами, аргумент, что некоторые потребители ведут себя как "собака на сене", тоже несостоятелен.

В то же время стимулов для сетевых организаций сокращать простаивающую мощность практически нет. Необходимо повышать реальную загрузку сетей, а не изобретать способы пополнить выручку электросетевой монополии. Моделируя примеры воздействия проекта Минэнерго, есть основания полагать, что платежи потребителей сетям он увеличит, а реальную загрузку мощностей – нет.

Сетевые организации заинтересованы строить впрок

В действующей методике по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства отсутствует учет фактической (физической) загрузки. В расчете используются исключительно "бумажные" данные о максимальной мощности присоединенных к подстанции энергопринимающих устройств потребителей. Другими словами, даже если питающий центр простаивает с нулевой загрузкой, при наличии достаточного количества договоров о технологическом присоединении потребителей выручка сетевых организаций полностью защищена от сокращения.

Этот подход позволяет исключить финансовые риски и ответственность сетевых организаций за избыточное строительство электросетевой инфраструктуры, стимулирует электросетевые монополии навязывать потребителям избыточную невостребованную мощность в рамках техприсоединения. На наш взгляд, целесообразно сохранить текущий подход к расчету степени загрузки только для первых двух лет с момента ввода объектов в эксплуатацию, а для последующих периодов включить в расчет степени загрузки новых сетевых объектов данные об их фактической загрузке, с финансовыми последствиями для выручки сетевых организаций.

Адресный подход вместо поголовных платежей

Учитывая, что в рамках совместной с потребителями рабочей группы в Минэнерго уже выделили макрорегионы и категории потребителей, в которых формируется проблема избыточного заказа мощности при техприсоединении к электросети, целесообразно сфокусировать проект, сделать его адресным, а значит – более эффективным.

Нет никакого смысла облагать платежами старые подключения, оплаченные полным рублем, включая инвестиционные расходы сетей. Они полностью оплатили все инфраструктурные расходы и за период своей работы уже многократно окупили не только свои расходы, но и развитие инфраструктуры для окружающих потребителей, которой владеют сетевые организации.

Для новых подключений целесообразно ужесточить использование льготного техприсоединения, сократить избыточные требования к надежности в нормах проектирования и строительства сетевых объектов, проработать возможность предоставления сетевым организациям права по поэтапному "бумажному" снижению максимальной мощности потребителей энергии в одностороннем порядке, в случае если потребитель находится в зоне дефицита сетевой мощности и длительно, а также более двух лет не задействует максимальную мощность своего подключения к сети в должной мере. Также целесообразно рассмотреть порядок, согласно которому новый потребитель несет ответственность за набор нагрузки – в случае ее отсутствия возмещает сетевой монополии реально понесенные расходы на строительство и содержание заказанных энергомощностей.

Рассматривая способы повышения эффективности использования сетевых мощностей, также не стоит забывать про возможности развития распределенной энергетики для сглаживания пиковых нагрузок и потребностей в инфраструктуре с помощью управления потреблением, распределенной генерации, системами хранения электроэнергии и т.д. В этой связи совершенно точно следует оградить от любых дополнительных платежей инфраструктуре блок-станции предприятий, причем независимо от величины их мощности, в случае если они технологически неразрывно связаны с основным производством и приносят пользу окружающей среде, утилизируя попутные и вторичные энергоресурсы. Подобные объекты также снижают общие затраты на строительство и содержание энергетической инфраструктуры. Это предложение потребителей энергии поддержали в правительстве соответствующим поручением.

Если кратко сопоставить предложения Минэнерго и потребителей энергии, последние предпочтительнее по ряду параметров, поскольку справедливо учитывают оплату инвестиционной составляющей и расходов по содержанию для старых подключений (выполненных до 2011 года), позволяют адресно решать проблему избыточного заказа мощности там, где она действительно возникает, и урегулировать распределение нагрузки по содержанию "резерва" не по умозрительным критериям и ставкам, а в соответствии с фактическими затратами сетевых организаций.

Переток.ру, 16.09.2021

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?