Реформа "сверху" обойдется дорого

7 июня 2023 г.
Геополитические события последних лет переориентировали основной вектор торгово-экономических отношений России на восток. Как следствие, появились предпосылки для активного развития инфраструктуры: транспортной и энергетической. На Дальнем Востоке стали реализовываться крупные инвестиционные проекты, строиться промышленные и логистические объекты, которые могли бы в значительной степени способствовать обновлению энергетики. При этом имеется шанс осуществить данное обновление оптимальным, естественным эволюционным путем, без административного насаждения и указок – где, что и когда необходимо построить или обновить в энергетической инфраструктуре. Опыт реформирования энергорынка с таким административным подходом, казалось бы, уже показал, насколько неэффективными становятся инвестиции и текущие расходы – подобные ускоренные реформы "сверху" слишком дорого обходятся экономике.

Куда ведет дорожная карта

В сентябре прошлого года Правительство РФ утвердило план мероприятий (дорожную карту), направленный на распространение механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности (НЦЗ ОРЭМ), наиболее крупной из которых является Дальний Восток. Согласно плану, переход к энергорынку на территориях неценовых зон планируется осуществить в форсированном режиме – начать в ноябре нынешнего года и завершить к 1 июля 2025 года. План не выносился на обсуждение с бизнесом и экспертным сообществом и согласовывался в закрытом режиме. Оценка тарифно-ценовой нагрузки на энергорынок вследствие реализации плана была выполнена в апреле-мае текущего года, но ее итоги не раскрываются, несмотря на настойчивые требования бизнеса.

Опасения бизнеса понятны – форсирование создания энергорынка для привлечения инвестиций в дальневосточную энергетику может повлечь существенный рост цен на электроэнергию (с учетом платежа за мощность) для потребителей в ценовых и неценовых зонах. А это ухудшит экономические показатели и увеличит сроки окупаемости масштабных инвестиционных проектов в сфере промышленности. Данный негативный эффект возможен и в отношении проектов, которые бизнес реализует по инвестиционным соглашениям с Правительством РФ и которые заметно влияют на восстановление и развитие национальной экономики.

Введение механизмов конкурентного ценообразования в текущих условиях и с существующим уровнем развития энергетики на Дальнем Востоке представляется преждевременным, поскольку необходимые для этого технологическая основа и конкурентная среда отсутствуют или развиты недостаточно. Для реализации данной инициативы необходимы достаточное количество участников рынка, приемлемый и доступный объем свободной для торговли мощности, а также развитая электросетевая инфраструктура для обеспечения альтернативности энергопоставок, которая в настоящий момент отсутствует.

За бортом реформ

Дело в том, что энергетика Дальнего Востока оказалась за бортом общероссийской реформы начала 2000-х годов, когда в стране создавался конкурентный энергорынок. На тот момент уровень возможной конкуренции в регионе был явно недостаточным, а количество удаленных районов, изолированных от энергетической, а порой и транспортной инфраструктуры – довольно значительным. В итоге большинство энергокомпаний в Дальневосточном федеральном округе и в Арктической зоне сохраняют вертикально интегрированную структуру бизнеса и продолжают функционировать в условиях традиционного государственного регулирования затрат и тарифов. Ключевая роль в обеспечении функционирования энергетики Дальнего Востока была отведена компании "РусГидро", которая стала владеть, развивать и управлять основной частью региональных энергоактивов.

С тех пор прошло уже больше 15 лет, но принципиальных изменений в структуре дальневосточной энергетики не произошло. Топология электросетевого комплекса остается довольно скудной и в значительном числе случаев не позволяет обеспечивать альтернативные энергопоставки, необходимые для развития конкуренции. Количество присутствующих в регионе энергокомпаний – возможных участников конкурентных торгов – также является минимальным. Как уже отмечалось, на рынке электроэнергии Дальнего Востока доминирует группа "РусГидро", владеющая электростанциями совокупной мощностью около 9,2 ГВт, другие же компании представлены единственными электростанциями, значительно удаленными друг от друга и не способными оказать влияние на снижение цены на электроэнергию. Так, Сибирская генерирующая компания имеет на Дальнем Востоке только Приморскую ГРЭС мощностью 1,47 ГВт, "Алроса" – Вилюйские ГЭС (0,277 ГВт), "Газпром энергохолдинг" – Свободненскую ТЭС (0,16 ГВт).

Слабо развитая топология магистральных электрических связей, ограничения на переток мощности, недостаточные возможности железнодорожной инфраструктуры, а также локализация угольных месторождений значительно ограничивают условия для развития конкуренции. Это позволяет монополизировать рынок электроэнергии в неценовых зонах и повышать цены.

Стимулы для… неэффективности

Отсутствие конкуренции также может создавать негативные экономические стимулы – ценозамыкающими электростанциями на спотовом рынке электроэнергии будут становиться одни и те же энергоблоки с высокой ценой в заявке, что снижает мотивацию поставщиков к модернизации этих электростанций и способствует отказу от повышения топливной эффективности.

Качество механизмов оптового энергорынка в последние годы довольно серьезно ухудшили нерыночные надбавки и субсидии. Поэтому, учитывая текущее состояние дальневосточной энергетики, наиболее прозрачным и предсказуемым способом обеспечения оптимальных решений – как в части функционирования, так и в части обновления энергообъектов – представляется государственное регулирование тарифов. Это не означает, что необходимо отказаться от распространения правил энергорынка на неценовые зоны. Но данный процесс точно следует сделать более прозрачным и взвешенным.

Предложение регулятора перенести сроки введения рыночного ценообразования на Дальнем Востоке с ноября текущего года на начало следующего в некоторой степени подтверждает этот вывод. Это также характеризует степень проработанности и готовности упомянутого решения, безусловно, значимого и чувствительного для всех отраслевых участников.

Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии"

ИнфоТЭК, 06.06.2023


Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?