Почему и без того дорогое в России электричество продолжит дорожать

29 октября 2012 г.

На ежегодном энергетическом форуме «ТЭК: ценообразование и рыночные риски» эксперты, промышленные потребители и чиновники обсудили состояние рынка и грядущие перемены. Представители Минэнерго обещали новую «светлую и веселую» жизнь. А эксперты и представители промышленности в один голос жаловались на неправильное тарифообразование, приводящее к катастрофическому завышению цен, и делились опасениями на счет будущего. Slon приводит наиболее интересные высказывания участников форума.

Александр Виханский, замдиректора юридического департамента Минэнерго:

«К концу этого года надо сформировать, а к весне надо согласовать и внести в правительство концепцию новой модели рынка электроэнергии. Какая она будет, никто не знает пока. Хотелось бы отметить два момента. Первый – надо перейти на рынок одного товара, то есть электроэнергии. В сущности, мощность – это не товар. Она нужна была, чтобы заманить инвестора. Они пришли, и можно переходить к более цивилизованным механизмам. Второй момент – необходимость в новой модели рынка долгосрочных свободных договоров по продаже большей части электрической энергии. Скорее всего, такая концепция возобладает».

Сергей Трофименко, гендиректор Московской энергетической биржи:

«Хочу остановиться на рисках, связанных с ценообразованием на энергетическом рынке, и тех предложениях, которые сегодня уже обсуждаются. Каковы риски этих двусторонних договоров – и электроэнергии, и мощности? Это система договоренностей нескольких крупных холдингов и распределение дешевой электроэнергии и мощности внутри этих холдингов. Своим сбытовым организациям какой-нибудь гигант-генератор будет продавать дешевую электроэнергию и мощность, а все остальные, кто не входит в эти холдинги, будут получать остатки с рынка по самым высоким ценам. Поэтому перед тем как вводить эти договоры, необходимо четко понимать их ценообразование. Может, вводить какие-то конкурентные ограничения».

Юрий Ямпольский, гендиректор ООО «Митчел-Энерго»:

«С точки зрения рисков хочется остановиться на неплатежах как за электричество, так и за тепловую энергию. Рынок недосчитывается около 100 млрд рублей. Это существенные деньги. Проблема в посредниках, в том, что производитель электроэнергии не может сам собирать деньги с потребителей. Это запрещено законодательно. Все идет через прокладку. Посредники, за душой не имея никаких активов, год поработают, потом «добросовестно» уходят со всеми деньгами. Мы предлагаем повысить ответственность вплоть до уголовной, рассматривая это как нецелевое использование средств, поскольку деньги за электроэнергию – это, по сути, бюджетные деньги страны. Мы суммировали и внесли в Думу несколько предложений, по некоторым нашли понимание.

Вот основные пункты наших предложений – помимо ужесточения ответственности за неуплату. Первое – законодательно разрешить производителю самому собирать деньги за отпущенные ресурсы. Агенты должны действовать только с письменного разрешения производителей. Второе – приватизация тепловых сетей. Сегодня они в основном принадлежат муниципалитетам. Их не обслуживают должным образом, отдают в аренду краткосрочную до года. В такой ситуации никому не выгодно вкладывать деньги, оборудование изнашивается, риски увеличиваются, что может привести к коллапсу».

Георгий Кутовой, советник президента ЗАО «Объединенная металлургическая компания»:

«Все, что происходит в отрасли энергетической, оплачивает потребитель. Приведу цифры. Перекрестное субсидирование – 200 млрд рублей в год. Так называемая «последняя миля» обходится промышленникам в 83 млрд рублей в год. Дотации по теплу, которые государство предоставляет населению, приводят к удорожанию электроэнергии для нас (по закону – сообщающихся сосудов). Это еще 100 млрд рублей в год. Следующий пункт – межрегиональное субсидирование. Северный Кавказ-то у нас платит не столько, сколько платят все остальные. Это также около 35 млрд рублей в год. Технологическое присоединение, если считать МРСК без ФСК, это 40 млрд рублей. И наконец, по ДПМ мы вкладываем каждый год 100 млрд рублей. Суммарно сегодня промышленность переплачивает сверх нормальной обоснованной цены где-то 600 млрд рублей в год».

Дмитрий Говоров, директор НП «Сообщество потребителей электроэнергии»:

«Остановлюсь подробнее на тех факторах, которые приводят к росту цены на электроэнергию. Первое – это раздутые инвест-программы сетевого комплекса. В структуре цены услуги по передаче занимают более 43%. В мире это не больше 20%. Этот инвестиционный бум сетей надо останавливать, надо образумить сетевой комплекс, чтобы они тратили деньги эффективно. Другой фактор – перспектива субсидирования строительства генераций по ДПМ, причем вклад по ДПМ будет возрастать, и пик придется на 2016 год. Подразумевалось, что ввод более эффективных мощностей по ДПМ повлияет на снижение цены. Однако мы этого не видим. Просто идет наращивание платежей. Сюда же входят инвестиции в строительство мощностей ВИЭ (возобновляемых источников энергии). Это важно, конечно, но все делается в интересах крупных инвесторов – «Росатома», «РусГидро», которые имеют серьезные лоббистские ресурсы. По их предложению рассматриваются варианты ДПМ по ВИЭ и варианты, чтобы сетевые компании покупали объемы электроэнергии, произведенной на ВИЭ, в целях компенсации потерь. Расчеты наши и Совета рынка показывают, что прирост цены электроэнергии из-за лоббирования ВИЭ к 2020 году составит 3–3,5% на оптовом рынке и еще 1% на розничном. Это колоссальные деньги!

Отмечу, что инвестиции, которые были сделаны в энергетику за последние четыре года, они и так должны были удовлетворить потребность в новых мощностях и способствовать снижению цены. А у нас тенденция к росту. Кроме того, по нашим данным, в стране уже избыточных мощностей к 2018 году будет построено более 27 ГВт, а если по-честному, наверное, все 40 ГВт.

Кроме того, к росту цен приводит ошибочный прогноз, который у нас тиражируется из года в год. Электропотребление коррелирует с ростом ВВП, и вот этот коэффициент корреляции подсчитан. Мы ожидаем, исходя из этого коэффициента и прогнозов социально-экономического развития Минэка, рост потребления – это 1% реально, а не 2,5%. Это легко переводится в деньги. Ошибка в прогнозе, эта самая дельта между прогнозами министерств и реальностью, составит почти 130 млрд кВт, что равнозначно годовой выработке ТЭЦ мощностью в 20 ГВт. Если Минэк закладывает в прогноз рост потребления в 2,5%, то это значит, надо под это строить мощности. Платить за них будем мы, потребители».  

 

Ирина Грузинова,  slon.ru

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?