Значительные избытки мощности электростанций в ЕЭС России сохраняются в долгосрочной перспективе за горизонтом 2024 года
24 мая 2018 г.Около 16 ГВт избыточной мощности электростанций сохранится в ЕЭС России к 2024 году, несмотря на увеличение прогнозного спроса на мощность. Соответствующие данные утверждены приказом Минэнерго России и опубликованы на официальном сайте ведомства (Схема и программа развития ЕЭС на период 2018 – 2024 гг., утв. приказом Минэнерго России от 23.03.2018 №121)
Прогнозируемое Минэнерго увеличение спроса на электроэнергию в ЕЭС России до среднегодового уровня 1,22% (ранее прогнозировался на уровне 1%), связано, в первую очередь, с присоединением в 2018 – 2019 годах к Восточной энергосистеме (ОЭС Востока) ранее изолированных (автономных) территорий Западного и Центрального энергорайона Республики Саха (Якутия). Уровень электропотребления в целом по России остаётся без значительных изменений. Так, за предшествующие 5 лет среднегодовой рост электропотребления потребителей, не относящихся к населению, по данным Ассоциации «НП Совет рынка», близок к нулю. Незначительные колебания объёмов электропотребления по годам связаны в основном с погодными (климатическими) факторами.
Заложенный в Схеме и программе развития ЕЭС на 2018 – 2024 гг., прогноз динамики электропотребления в разрезе объединённых энергосистем (ОЭС), которые, как правило, соответствуют территориям федеральных округов, предусматривает:
- Среднегодовое увеличение электропотребления на уровне 1,7% в ОЭС Юга. С 2021 года ожидается замедление темпов роста потребления до 0,95-1,44%;
- Резкий рост потребления на уровне 2,16 - 4,0% в ОЭС Сибири с 2021 года. Увеличение электропотребления связывается с запуском Тайшетского алюминиевого завода (2020 г.);
- Среднегодовой рост электропотребления на уровне 4,32% в ОЭС Востока.
Сравнение прогнозов из предыдущих Схем и программ развития ЕЭС, которые ежегодно утверждаются Минэнерго, и фактических данных указывает на систематическое завышение долгосрочных прогнозов потребления электрической энергии и мощности.
Завышенные долгосрочные прогнозы потребления, утверждаемые Минэнерго в Схеме и программе развития ЕЭС, являются основанием для разработки и реализации инвестиционных проектов и программ энергетиков и ведут к колоссальным избыточным затратам потребителей, строительству невостребованной энергетической инфраструктуры, и, как следствие, падению уровня загрузки электрических станций и сетей.
Долгосрочные прогнозы электропотребления в Схемах и программах развития ЕЭС систематически завышаются
В конце 2016 года Минэнерго России в своём докладе в правительство признало низкую эффективность перспективного планирования в отрасли и предложило мероприятия по совершенствованию этого процесса, но никаких практических результатов по изменению системы отраслевого планирования до настоящего времени не появилось, и ведомство продолжает применять прежнюю методологию.
Эта затяжка может носить объективные причины, но при этом нельзя не учитывать, что завышенные прогнозы спроса активно используются ведомством и поставщиками электроэнергии для обоснования масштабной программы модернизации тепловой генерации со стоимостью более 1,5 трлн рублей за счёт дополнительных платежей потребителей энергии.
Так, прогнозируемый Минэнерго прирост потребности в генерирующей мощности в ЕЭС России в 2018 – 2024 годах составляет 11,4 ГВт в сравнении с данными 2018 года. Среднегодовой прирост спроса на мощность составляет 1,5%. Эта динамика существенно расходится с фактической динамикой пиковых нагрузок и спроса на мощность в ЕЭС России.
Согласно Схеме и программе развития ЕЭС России на 2018 – 2024 гг., годовой пик потребления мощности в ЕЭС России к 2024 году составит 167,5 ГВт или +15,9 ГВт к фактическому значению 2018 года (был равен 151,6 ГВт при прохождении осенне-зимнего периода 2017-2018 гг.).
Сравнение прогнозных данных потребления мощности с фактическими также, как и в случае с потреблением электроэнергии, указывает на систематические завышения.
Долгосрочные прогнозы потребления мощности в Схемах и программах развития ЕЭС также, как и электропотребление, систематически завышаются
Увеличение спроса на мощность в 2018-2019 гг. в Схеме и программе развития ЕЭС России на 2018 – 2024 гг. обосновывается присоединением Западного и Центрального энергорайонов Республики Якутия.
Однако, согласно Схеме и программе развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 годы, утверждённой Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 №1248, максимальное суммарное потребление мощности Западного и Центрального энергорайонов Республики по итогам 2014 года составило 912,4 МВт (589,3 МВт и 323,1 МВт соответственно). Среднегодовой пророст потребления мощности за предшествующие 5 лет для Западного энергорайона составляет около 1%, а для Центрального – около 1,4%. Таким образом, совокупное пиковое потребление мощности в присоединяемых к ОЭС Востока Западного и Центрального энергорайонов к 2024 году не превысит 1020-1040 МВт и не окажет существенного влияния на рост потребления мощности в ЕЭС России, вклад ранее изолированных территорий в рост совокупного пикового потребления мощности будет минимальным.
Получается, что, начиная с 2018 года, база для расчета значений пикового потребления мощности в ЕЭС России завышена на 4-5 ГВт, что приведёт к существенному увеличению избыточных резервов мощности в энергосистеме.
На низкую эффективность и качество перспективного планирования в отрасли указывает также существенный прирост недоступной мощности в энергосистеме, который в 2015-2017 гг., несмотря на массированные инвестиции в строительство электростанций и сетей, составляет более 50 ГВт и полностью поглощает эффект от ввода новых мощностей по программе ДПМ.
Резюмируя, можно констатировать, что во избежание ошибок и просчётов, прежде чем принимать какие-либо решения по модернизации генерирующих мощностей, целесообразно кардинально улучшить качество отраслевого перспективного планирования и рассматривать дорогостоящие инвестиционные предложения только тогда, когда на руках имеются корректные прогнозы с опорой на реальные потребности социально-экономического развития страны.
Анализ Схемы и программы развития ЕЭС России на 2018-2024 г. выполнен Ассоциацией "Сообщество потребителей энергии" на основе данных АО "СО ЕЭС" и Минэнерго России