Василий Киселёв: Общественный контроль инвестпрограмм должен превратить процесс освоения денег в реальную инвестиционную деятельность

5 августа 2013 г.

Василий Киселёв: Общественный контроль инвестпрограмм должен превратить процесс освоения денег в реальную инвестиционную деятельность

 

НП «Сообщество потребителей энергии» предложило схему общественного  контроля инвестпрограмм естественных монополий. Свою концепцию потребители изложили на рабочем совещании в Открытом правительстве.

 

«Реализация наших предложений позволит сделать результаты общественного обсуждения реальным рычагом влияния и превратить процесс освоения денег в реальную инвестиционную деятельность», - отметил директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв.

 

«К сожалению, в настоящее время результат общественных обсуждений нередко всего лишь мнение, принимаемое к сведению без каких либо последствий для решений, затрагивающих интересы потребителей. В основе наших предложений - поэтапная схема, состоящая из трёх элементов. Первый шаг в общественном контроле – это  подтверждение необходимости включения проекта в инвестпрограмму. Собственно, необходимо выяснить - кому и зачем этот проект нужен. Так, если этот инвестпроект необходим для повышения экономической эффективности работы энергосистемы, то нужно представить объективное тому подтверждение. Мы предлагаем утвердить в качестве методики оценки тест на эффективность предварительного технико-экономического обоснования проекта (предТЭО). Суть его в измерении соотношения получаемых выгод к планируемым затратам. Другими словами, субъект монополии должен доказать потребителям (будущим плательщикам единого тарифа), что строительство или модернизация объекта принесёт им ощутимый полезный эффект», - пояснил Василий Киселёв.

 

Тест на эффективность с оценкой выгод и затрат является общепринятым в практике развитых стран, где он известен как Cost-benefit test или Regulatory investment test. Например, проект развития сетевой инфраструктуры в рамках энергетического пула PJM (США) считается эффективным, если приведенная стоимость ожидаемого за 15 лет эффекта в 1,25 раза превышает приведенные затраты за указанный период. Расчет эффекта учитывает изменение суммарных переменных затрат на выработку электроэнергии и изменение платежей потребителей.

 

«В случае, если инвестпроект необходим для нужд конкретных потребителей на определённой территории, либо для обеспечения надёжности энергосистемы, то в первом случае было бы логичным, если реализацию оплачивали данные потребители, а не весь рынок», - продолжил Василий Киселёв. «Здесь потребуется проект отдельного адресного тарифного решения. Ну а для второго случая мы предлагаем оформлять заключение специального коллегиального органа – Совета по надёжности. Аналог его существует в США, где эту функцию выполняет неправительственная организация - Северо-американская корпорация по надежности в электроэнергетике (The North American Electric Reliability Corporation, NERC). Задачи и принцип оплаты услуг схожи с нашим  Системным оператором, но в NERC стандарты надежности разрабатываются и принимаются техническими комитетами, которые формируются с участием представителей промышленных и иных потребителей. Они реально влияют на принятие решений. Кроме того, в Правилах работы  NERC устанавливается, что стандарты не могут предписывать строительство конкретных объектов и должны обеспечивать баланс интересов сторон. При этом очень важно, что в течение всего периода обсуждения актуальная версия инвестпроекта, замечания и поправки к нему должны находится в свободном доступе для любого заинтересованного потребителя. На наш взгляд, эту возможность легко можно реализовать на существующем интернет-портале государственных услуг».

 

Вторым шагом в концепции общественного контроля, предложенной потребителями, является независимая экспертиза сметной документации. По мнению авторов, она должна быть обязательной для проектов, которые не прошли тест на эффективность выгоды/затраты, но признаны необходимыми для нужд конкретных потребителей в территории или для обеспечения надёжности энергосистемы.

 

Заключительным, третьим элементом схемы, является механизм арбитража для случаев, когда возражения потребителей не были приняты во внимание и завышенные инвестпрограммы порождают необоснованный рост тарифов. Речь идёт о рассмотрении административного спора по поводу решения органа власти, которое назначается по обоснованному заявлению участников рынка. Порядок рассмотрения такого обращения иной, чем для обычных обращений (жалоб) граждан.  В настоящее время проект Кодекса административного судопроизводства (КАС) находится на рассмотрении в Государственной Думе.

 

«Считаем важным закрепить в Кодексе право общественных объединений (организаций) подавать заявления в суд, не только от «всех членов организации», как принято в проекте КАС в первом чтении, но и от неопределенной группы лиц (юр лица, индивидуальные предприниматели, граждане – т.е. любые потребители электроэнергии), чьи интересы та или иная некоммерческая организация призвана защищать в соответствии с уставными целями. Это позволит в состязательном досудебном порядке оспаривать неэффективные решения по инвестпрограммам естественных монополий и достаточно оперативно их корректировать. И ещё один важный, на наш взгляд, аспект. Поскольку государственную услугу по утверждению инвестиционных программ в сфере электроэнергетики оказывает Минэнерго России, считаем, что общественное обсуждение качества инвестпрограмм должно быть организовано на основе межведомственного органа, например, правительственной комиссии или комиссии при Минэкономразвития России», - заключил Василий Киселёв.

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?