Потребители электричества рискуют сильно переплатить

23 апреля 2012 г.

Текущие программы строительства новой электрогенерации и модернизации действующей создают избыточный объем энергомощностей, который не будет востребован рынком, полагают ряд экспертов. В итоге потребителям ежегодно придется переплачивать за них 150—250 млрд руб. Власти такой вариант развития событий считают нереальным и говорят о нормальном уровне резерва в 17—20%.

Высокая стоимость киловатт-часа вновь построенных мощностей является одной из основных проблем отечественной энергетики, считают эксперты фонда стратегического развития энергетики «Форсайт». Его цена как минимум в два раза выше одноставочной цены действующей генерации, даже без учета коэффициента используемой мощности, который у нового строительства существенно выше (75% против 50%).

Чем больше вводится новых мощностей, тем выше цена энергии для потребителя, отмечают в «Форсайте». Регулятор оказывается перед выбором: либо закладывать расходы в цену на мощность, либо признавать генератора «системным» и возвращать его в регулируемый сектор.

Ситуацию усугубляет политика государства, отмечают эксперты. Власти наращивают объем новых мощностей в отсутствие адекватного рыночного спроса. Резерв в первой ценовой зоне (центр России и Урал) «Форсайт» оценивает в 26% при нормативе, установленном «Системным оператором», в 17%. Мировая практика предполагает 15-процентный резерв, все, что выше, свидетельствует о кризисе перепроизводства.

Спрос сейчас стагнирует, плюс накладывается эффект от энергосбережения. По оценкам «Форсайта», с учетом вводов мощностей по договорам предоставления мощности (ДПМ), а также новых блоков АЭС и ГЭС к 2017 году резерв превысит 40%. Модернизационная программа Минэнерго доведет этот показатель до фантастической цифры — почти 50%. Таким образом, 20—30 ГВт мощности окажутся невостребованными, потребителю ежегодно придется тратить от 150 млрд до 250 млрд руб. на оплату неработающих блоков. Проблема в прогнозах — после кризиса 2008 года ожидания по спросу сильно упали, но существенной корректировки не производилось. Потребитель вообще исключен из процесса, генератор имеет лишь ограниченные возможности по географическому переносу блоков, все решения принимаются на уровне правительства, отмечают в «Форсайте».

В энергосистеме существует дополнительный резерв пиковой генерации, который не учитывается практически ни в одном балансе, — резерв станций потребителей, обладающих собственной генерацией. По оценкам фонда, он составляет до 20% в первой ценовой зоне. Кроме того, 4—6% дополнительной энергии можно получать от мощностей, производство на которых можно увеличивать в пиковые периоды при низких температурах. Зимой ТЭЦ могут переключать тепловую нагрузку с турбин на водогрейные котлы, повышая мощность турбин на 10—15%. Это обойдется в два раза дешевле, чем строить новые блоки. Потребители с регулируемой нагрузкой дают еще 7—10% экономии, что позволит отказаться от строительства 5—10 ГВт (экономия потребителей составит 40—80 млрд руб.).

Для синхронизации цены энергии новых и старых мощностей нужно снизить стоимость финансирования на 10%, строительства — на 25% и сократить сроки возведения новых блоков до 2,5 года. Эти цели достижимы при наличии политической воли, говорят в фонде. Несмотря на то что избыток мощностей уже создан, у отрасли еще есть шанс вернуться в нормальное русло развития. Произойдет ли это, станет ясно до конца года, отрасль близка к точке невозврата, говорят в «Форсайте».

В момент максимума потребления, 2 февраля, фактический резерв энергосистемы России составил 29,4 ГВт, или 18,9%, говорят в Минэнерго. С учетом сетевых ограничений доступный для использования объем оказался и того меньше — 21,5 ГВт (13,9%). В первой ценовой зоне максимальный запас мощности оказался в энергосистеме центра — 20,3%, минимальный — в системе юга — 1,6%. Поэтому данные о 26-процентном резерве в ведомстве Сергея Шматко называют некорректными. До 2020 года в России планируется вывести 26 ГВт старых мощностей, взамен будет вводится по 5 ГВт дополнительной генерации, таким образом, показатель резерва будет оставаться на прежнем уровне — 17—20%, добавляют в Минэнерго. С учетом 50-процентного износа оборудования потребность в загрузке дополнительного оборудования возникает практически ежедневно, отмечают чиновники.

Реализовать предложения экспертов «Форсайта» по сокращению сроков строительства новых блоков до 2,5 года практически невозможно в силу объективных причин, говорят в министер­стве. Что касается спроса, то при составлении прогноза Минэнерго исходит из данных прогноза социально-экономического развития страны, который корректируется ежегодно.

С выводами «Форсайта» согласен и ряд независимых экспертов, в частности аналитик «ТКБ БНП Париба Инвест­мент Партнерс» Руслан Мучипов. По его оценкам, избыток резерва к 2020 году достигнет 20 ГВт. Власти должны активно заняться выводом старых мощностей и, возможно, отменить или перенести сроки реализации части проектов ДПМ, говорит он. Эксперт поддерживает предлагаемые «Форсайтом» меры, но отмечает, что правительство все же находит правильные пути развития: механизм оплаты мощностей новых блоков он называет оптимальным. В случае если бы энергосектор работал на абсолютно свободных принципах, как это происходит в других секторах, потребителям в течение пяти-семи лет приходилось бы авансом оплачивать высокую цену за все киловатт-часы. Объем расходов вырос бы с нынешних 1 трлн руб. до 2—2,5 трлн, говорит он. Но в целом «Форсайт» справедливо и своевременно указывает на ошибки и риски стоимостью сотни миллиардов рублей. «Будем надеяться, правительство их слышит», — резюмирует он.

Сергей Исполатов

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?