Дальневосточные субсидии сделают адресными. Механизм снижения энерготарифов в регионе нужно корректировать уже с 2019 года, считают эксперты

5 декабря 2018 г.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до конца декабря принять изменения в действующий в 2017-2019 годах механизм выравнивания цен на электроэнергию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) до среднероссийского уровня с продлением его до 2028 года. Это один из вариантов перекрестного субсидирования, при котором каждый потребитель европейской части России, Урала и Сибири платит надбавку 3–5 коп. за каждый кВт-ч, что используется как источник для финансирования снижения энерготарифов в ДФО. С 2020 года, согласно поручению президента, субсидия станет адресной, что позволит повысить ее эффективность и снизить нагрузку на потребителей других ценовых зон.

Представители энергопотребителей тем временем обращают внимание, что на заседании президиума Госсовета 10 сентября, когда принималось решение об изменении субсидии, министр энергетики РФ Александр Новак в своем докладе фактически расписался в неэффективности недавно принятого (несмотря на возражения и негативные оценки) механизма. По их мнению, необходимо ввести соответствующие изменения уже с будущего года, а в последующих периодах переложить финансирование тарифов ДФО с потребителей обратно на федеральный бюджет с учетом возврата объема субсидирования к уровням 2016 года.

Дальневосточная спецнадбавка вводилась в 2017 года сроком на три года как мера стимулирования инвестиций в ДФО. Сейчас ее планируется продлить до 2028 года, но с более строгой системой распределения этих средств. На заседании президиума Госсовета 10 сентября Александр Новак приводил такие данные: в 2017 году объем субсидии составил 24 млрд руб., в 2018 году – 35 млрд руб., суммарно – около 60 млрд руб., из которых крупный бизнес получил 36,4 млрд руб. (в том числе высокоприбыльные компании "Алроса" и "Транснефть" – суммарно 11 млрд руб.), средний и малый бизнес – 12,1 млрд руб., бюджетные потребители – 11 млрд руб. Эксперты не раз отмечали необоснованные объемы спецнадбавки и неэффективность распределения средств. "Изначальной целью было решение вопроса дорогой дизельной генерации, но виден другой тренд, потому что появление этого механизма не дает таких стимулов – энергоснабжающие компании просто получили новый источник компенсации выпадающих доходов", – рассказывал ранее партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев (см. "НГ" от 25.10.18). По подсчетам консалтинговой компании, в 2025 году объем спецнадбавки может вырасти до 90 млрд руб. и составить более 3% в конечной цене оптового рынка.

Согласно президентскому поручению, дальнейшее получение субсидии будет ограничено рядом условий. В действующем виде механизм сохранится только для потребителей (кроме населения и приравненных к нему категорий), технологическое присоединение которых осуществлено на низком уровне напряжения (0,4 кВт и менее), – то есть малый и средний бизнес. Остальные потребители смогут рассчитывать на поддержку лишь в случае реализации ими инвестпроектов, отобранных правительством РФ по специальной методике, а также при соблюдении обязательств по увеличению электропотребления и 100-процентном уровне расчетов. Для потребителей, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, вводится запрет на получение субсидии через обременение бюджетных потребителей прочих регионов страны.

Как писала "НГ" (см. номер от 22.11.18), представители потребителей электроэнергии предложили реализовать этот механизм уже в 2019 году, а также переложить финансирование с потребителей на федеральный бюджет. Однако в Минэнерго к этому не готовы, несмотря на то что правительству поручено принятие всех нормативных актов до конца 2018 года. "Механизм надбавки в 2019 году не изменится и останется в действующих условиях. Вариант переноса финансирования надбавки в федеральный бюджет не рассматривался", – сообщили в ведомстве. В Минэнерго уточнили, что "корректировка механизма (в 2019 году. – "НГ") коснется только расчета по Республике Саха (Якутия), что вызвано присоединением Центрального и Западного энергорайонов республики к ЕЭС России". В этих районах после принятия правительством РФ соответствующего решения будет изменен порядок ценообразования, что приведет к снижению общего размера дальневосточной субсидии в 2019 году до 32,1 млрд руб. – это почти на 3 млрд руб. меньше, чем в 2018 году.

"Мы еще в 2016 году, когда идея субсидий только обсуждалась, предупреждали, что вводить дальневосточные субсидии бессмысленно, – рассказывает директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. – Но регуляторы опомнились, к сожалению, очень поздно – адресность предлагается ввести, когда уже будет бесцельно потрачено около 90 млрд руб. (в 2017–2019 годах). С другой стороны, еще не все потеряно, и есть возможность сократить эти напрасные траты, начав исполнение поручения главы государства на год раньше, с 2019 года. Никаких препятствий для этого нет. Нормативку при необходимости можно менять до середины будущего года, такая практика при введении субсидий в 2017 году уже была".

По подсчетам ассоциации, появление адресности при продлении субсидирования должно снизить объем затрат примерно в три раза, до 8–10 млрд руб. в год. "Эта сумма сопоставима с объемом прежних бюджетных дотаций энергетикам, которые региональные власти дальневосточных субъектов заместили субсидиями с энергорынка, а высвободившееся финансирование пустили на цели, которые слабо или вовсе никак не связаны с развитием экономики и инвестпривлекательности дальневосточных территорий, – продолжает Василий Киселев. – Таким образом, введение адресности субсидий и возврат к целевому использованию бюджетных дотаций энергетикам позволяют совсем отказаться от порочной практики перекрестного субсидирования энерготарифов, которая снижает эффективность экономики в европейской части страны и Сибири и убивает стимулы к повышению эффективности дальневосточной энергетики".

"С учетом того, что появились ограничения, кому выделяют надбавку, конечно, этот механизм станет эффективнее. Поэтому чем раньше введут изменения, тем будет лучше. Если уже определена адресность – не вижу проблем с тем, чтобы ввести ее пораньше", – отмечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов. По мнению эксперта, все перекрестное субсидирование должно быть перенесено на бюджетную систему РФ: "Иначе возникает определенная безответственность. Когда одни потребители платят за других, возмущаются только те, кто несет эту нагрузку. А если бы перекрестка была средствами федеральной или региональной казны, эту проблему давно бы решили: когда речь идет о субсидии, возникает строгий контроль за эффективностью ее использования, принимаются меры по минимизации бюджетных расходов. Но для бюджетных интересов перекрестка безразлична, поэтому и не ликвидируется". Илья Долматов подчеркивает, что дальневосточная надбавка должна быть временным механизмом: "Понятно, что невозможно постоянно жить в условиях такого механизма. Но раз уж его продлевают, считают, что он эффективен – тогда пусть бюджет за это платит, а не другие потребители, что выглядит некорректно".

Можно констатировать, что зачастую решения и действия профильного министерства имеют либо излишнюю инерционность (как в случае с корректировкой субсидирования ДФО), либо недостаточно обоснованы (как в случае избыточных мощностей программ договоров предоставления мощности – ДПМ1, ДПМ ВИЭ, "ДПМ штрих", а также инициатив по глобальному переформатированию тарифообразования сетевого комплекса без ограничений суммарной нагрузки отрасли на экономику).При этом за все ошибки регуляторов приходится расплачиваться промышленным потребителям и обычным гражданам, которые лишены преимуществ, сопутствующих экономическому росту страны – росту ВВП, зарплат, созданию новых рабочих мест. 

Глеб Тукалин,
Независимая газета, 04.12.2018
Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?