Новеньких не берем: поставщики электроэнергии не готовы платить за еще один регион

24 апреля 2019 г.
Кто пытается добиться особых условий на оптовом рынке

Правительство хочет запретить регионам переходить из рыночной зоны оптового рынка электроэнергии на особый тариф. Сейчас по регулируемым договорам энергоресурс получают девять регионов, и это уже тяжелая нагрузка на отрасль, подчеркивают в профильном комитете ГосдумыОднако в поправки ко второму чтению законопроекта, ограничивающего переход, хочет попасть Забайкальский край. Две организации потребителей энергии обратились к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой не допустить принятия поправок - многомиллиардные субсидии нанесут вред другим регионам, и не принесут ничего ЗабайкальюГотов ли бизнес брать на себя это бремя, и помогут ли эти меры привлечь инвесторов - разбирались "Известия".

Девять и точка 

Законопроект, ограничивающий перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы 7 декабря 2018 года. Он предполагает, что список должен быть прописан в федеральном законе "Об электроэнергетике". И в него входят девять субъектов: шесть северокавказских - ДагестанИнгушетияКабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия и Чечня; два сибирских - Бурятия и Тыва; один северо-западный - КарелияДля них установлен отдельный механизм перекрестного субсидирования: электроэнергия поставляется им по регулируемым договорам (РД).

Проще говоря, поправки исключают переход новых субъектов от рыночных цен к регулируемым для предприятий-потребителей. В заключении комитета Госдумы по энергетике отмечается, что в целом механизмы перекрестного субсидирования "являются существенным сдерживающим фактором развития электроэнергетики". Его объемы по итогам 2018 года оцениваются в 368 млрд рублей. В случае с РД бремя перекрестного субсидирования - на производителях. Изначально предполагалось, что объемы поставляемой электроэнергии будут сокращаться, но в итоге они только растут, подчеркивают в профильном комитете.

"Что касается объема перекрестного субсидирования по РД, то, например, субсидирование только Северного Кавказа ежегодно составляет порядка 10 млрд рублей выручки, недополученной производителями электроэнергии на оптовом рынке, - заявили в комитете. - Учитывая, что доля РД в объеме поставки достигает 35%, заниженные тарифы существенно снижают эффективность деятельности производителей электроэнергии, ухудшают процесс обновления и замены мощностей, негативно влияют на инвестиционную привлекательность отрасли".

В комитете Госдумы по энергетике обратили внимание и на другие негативные стороны: "искажаются ценовые сигналы, пропадают стимулы к повышению эффективности в области электро- и теплоэнергетике региона, снижается платежная дисциплина".

Уходящий поезд

5 марта Госдума приняла законопроект в первом чтении. На заседании за включение Забайкальского края в перечень регионов с регулируемыми ценами на электроэнергию выступил депутат Госдумы Владимир ПоздняковОн заявил, что внес соответствующую поправку ко второму чтению, дата которого пока не назначена. О такой же поправке говорил депутат от Забайкальского края ("Единая Россия"Николай Говорин. Известно, что в нижнюю палату парламента такое предложение пришло от регионального Заксобрания.

"В Забайкальском крае стоимость электроэнергии для предпринимателей и бюджетных потребителей выше, чем в соседних регионах: на 6% в Амурской области и на 71% - в Иркутской", - заявил Поздняков. При этом, в Иркутской области тариф является одним из самых низких в стране.

Особые требования

Во время пресс-конференции в конце прошлого года врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов заявлял, что высокие тарифы - существенное ограничение для бизнеса. "Мы сейчас этим вопросом занимаемся. Есть несколько вариантов решения, - сказал он. - Надеюсь, мы решим [эту проблему]. Быстро не получится решить, но будем заниматься. Либо к 2020 году, либо в более ранний срок".

По данным источников, он обратился за помощью к вице-премьеру, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию ТрутневуВопрос о включении Забайкалья в перечень регионов, работающих по регулируемым договорам, рассматривался на правительственной комиссии по энергетике в рамках Красноярского экономического форума в конце марта, однако Дмитрий Козаквыступил против. Такой же позиции придерживаются в Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе. Однако, как полагают источники, внесение поправок ко второму чтению все же могло быть согласовано.

В Забайкальском крае рассчитывали на преференции после того, как регион был включен в состав Дальневосточного федерального округа. Но этого не произошло. "Если Забайкальский край включат в этот список, в этот перечень, это будет нести мультипликативный эффект для социально-экономического развития Забайкальского края", - уверен гендиректор АО "Читаэнергосбыт" Алексей Гончаров.

Не повод для сравнения

 

Критики появления еще одного "нерыночного" региона подчеркивают, что сравнивать Забайкалье только с соседними регионами некорректно. Для малого, среднего бизнеса и бюджетных организаций тариф там составляет 4,59 рубля - и это ниже, чем в среднем по России.

"В первой и второй ценовой зонах этот тариф составляет от 7 до 8 рублей, а в Карелиибыл до 9 рублей, - напомнил член комитета по энергетике Иван Медведев. - Ну, о чем мы говорим? При чем тут Забайкальский край, когда мы и так нагрузили первую и вторую ценовую зону так, что там уже крестьянин не может даже платить".

В закрытый список попали регионы со сложным социально-экономическим положением, подчеркивала замминистра энергетики Анастасия Бондаренко. Расширять его некуда - разницу в тарифах компенсируют остальные 76 регионов страны. При включении новых регионов в этот список проводился системный анализ, такой же провели по обращению Забайкальского края.

"Включение региона в перечень особенно не отразится на ценах для населения или среднего бизнеса, - заявила замминистра энергетики. - Поэтому, проанализировав экономические последствия, правительство не поддержало предложение Забайкальяо включении его в перечень регионов на РД".

Кроме того, перед властями стоит задача уйти от перекрестного субсидирования. Этот срок и так был перенесен с 2023-го на 2027 год. "В законе мы зафиксируем перечень территорий, для которых устанавливаются особенности регулирования до 2027 года, с планомерным снижением доли РД начиная с 2023 года на 10% каждые полгода", - объясняет Бондаренко. И в Минэнерго, и в профильном комитете Госдумынапоминают, что список регионов с регулируемыми тарифами поручил закрыть президент России Владимир Путин.

Об этом же заявили в некоммерческом партнерстве "Сообщество потребителей энергии" в обращении к председателю профильного комитета Госдумы Павлу Завальному (имеется в распоряжении редакции "Известий"), подчеркнув, что это увеличивает риск превышение роста цен на электроэнергию над уровнем инфляции.

"Включение Забайкальского края в перечень особых территорий увеличит обязательства потребителей электрической энергии по 2-й ценовой зоне оптового рынка на сумму около 5,5 млрд рублей, и в купе с уже принятыми решениями по надбавкам к цене электроэнергии на ближайшие 10-15 лет увеличит цену на величину до 0,5 трлн рублей в год", - опасаются там.

В Совете производителей энергии (письмо его руководства к Павлу Завальному также имеется в распоряжении редакции) подчеркивают, что производители электроэнергии и так каждый год тратят до 17 млрд рублей в год на эти цели. В Совете производителей энергии отдельно подчеркнули, что по сути это превратится в адресное субсидирование потребителей.
В конечном счете те, кто платят за "нерыночной регион", сократят инвестиционные расходы на ремонтные работы, а из-за снизится надежность электроснабжения, подчеркивают в организациях. Руководители обеих обратились к зампредседателя правительства РФ Дмитрию Козаку с просьбой не поддерживать поправки (письмо имеется в распоряжении редакции).

Не так уж и надо

В Забайкалье рассчитывают, что уход с рыночных тарифов позволит привлечь бизнес и снизить нагрузку. Но опыт с предыдущими регионами показывает, что не все так просто.

Во-первых, растет задолженность по электроэнергии. Самая крупная - больше половины всех долгов на оптовом рынке в России - приходится на гарантирующих поставщиков на Северном Кавказе. Во-вторых, кавказские республики, которые первыми вышли из рыночной зоны, остаются в последней десятке рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, составленного Национальным рейтинговым агентством. Тыва, которая тоже получает субсидии, замыкает этот список.

Кроме того, Забайкальский край, в 2018 году перешедший из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ, может рассчитывать на региональные субсидии. Российские власти рассматривают возможность продления механизма выравнивания цен на электроэнергию до среднероссийского уровня для потребителей ДВФО до 2028 года, хотя и признают, что и эти меры бьют по кошельку других субъектов. При этом фактически именно инвестиционный эффект субсидии прошлых лет не дали - за счет них решались социальные проблемы.

Минэнерго предложило обязать выгодополучателей увеличивать объемы потребления, не попадать в долги, а также создавать привлекательные для инвестиций условия. То есть в конечном счете их работа должна увеличить электропотребление в регионе, а значит, и увеличить рост инвестиций.

Галина Волынец,

Известия, 23.04.2019

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha
Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?