Электросети выбирают между консолидацией и приватизацией.

12 декабря 2019 г.
Без привлечения новых инвесторов отрасли не обойтись, считают эксперты

На энергорынке обсуждаются несколько разнонаправленных инициатив по дальнейшему развитию электросетевого комплекса. Госхолдинг "Россети", по информации ряда СМИ, не оставляет попыток сократить определенную автономию своего ключевого актива – Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями), а также планирует консолидировать другие дочерние компании в рамках одного юридического лица. В ФАС же предлагают не спешить с такими идеями и, наоборот, рассмотреть возможность приватизации отдельных распредсетей, что поможет не только привлечь новых инвесторов в отрасль, но и повысит ее прозрачность.

О планах руководства "Россетей" по консолидации ФСК сообщал "Коммерсант" в конце октября. Причем, по данным издания, ранее "Россети" уже пытались замкнуть на себя корпоративное управление ФСК, отменив практику прямых управленческих директив для последней от правительства, но безуспешно. Слухи о возможной новой попытке поглощения вызывают определенное непонимание на энергорынке: "Россети" и сейчас контролируют ФСК, владея 80% акций компании, все ключевые решения принимаются советом директоров с учетом позиции материнского госхолдинга. Кроме того, выкуп акций на рынке потребует огромных денег, так как капитализации компаний сопоставимы, а конвертация через допэмиссию размоет долю текущих владельцев "Россетей", включая государство, владеющее 88% акций.

В конце ноября, по данным СМИ, Ассоциация профессиональных инвесторов и независимые директора шести межрегиональных распредсетевых компаний (МРСК, подконтрольны "Россетям") направили письмо главе ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой повлиять на корпоративную политику "Россетей" в отношении МРСК. Авторы письма считают, что "Россети" намеренно снижают привлекательность акций своих дочерних обществ, "в том числе и для возможного продвижения анонсированной в СМИ руководством холдинга концепции консолидации дочерних компаний, предусматривающей переход на единую акцию с материнской компанией".

Между тем глава ФАС Игорь Артемьев еще в октябре высказывал абсолютно противоположную идею подхода к развитию и повышению эффективности отечественного электросетевого комплекса. В частности, он предлагал рассмотреть возможность приватизации некоторых региональных компаний "Россетей". "У них огромное количество дочерних компаний, в частности МРСК. Можно начинать с конкретных МРСК. Сделать хороший пилотный проект, привлечь туда инвестиции, сделать там образцовую сетевую часть и тем самым показать, что это очень хороший путь", – сказал Артемьев. "Для привлечения инвестиций необязательно продавать контрольный пакет. Можно продавать 10%, можно – 25% плюс одна акция. При относительно высокой стоимости кредитов, которые нужны для развития этих компаний, для развития нашей страны, особенно на Дальнем Востоке, продажа пакета является хорошим способом беспроцентного привлечения кредита. Привлечение частных инвесторов в эти сферы более чем оправдано. Это новый взгляд на вещи, большая транспарентность компаний", – объяснял свое предложение руководитель ФАС.

Такой подход соответствует и логике энергореформы, предполагавшей привлечение внешних инвесторов в электросетевой комплекс РоссииПравда, сейчас приватизация электросетевых активов заморожена, де-факто наложен мораторий, и неизвестно, будет ли он пересмотрен. В Минэнерго РФ ситуацию не комментируют, "чтобы не влиять на стоимость акций компаний" и поскольку не являются ответственным за приватизацию ведомством.

"Федеральная сетевая компания создана на начальном этапе реформ с целью обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике", – напоминает начальник Департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. В то же время эксперт отмечает, что в странах с реформированной электроэнергетикой принято разделять управление магистральными и распределительными электрическими сетями в рамках разных юридических лиц: "В ГерманииФранции и Швеции магистральными сетями управляют системные операторы. В Великобритании в этом году функции по управлению магистральными сетями выделены из системного оператора и переданы в отдельное юридическое лицо. В США законодательно установлена возможность управления распределительными сетями независимыми системными операторами (Independent System OperatorISO), а магистральными сетями крупных регионов в США и Канаде управляют региональные энергопередающие компании (Regional Transmission OrganizationRTO)". Это позволяет сравнивать эффективность управления монопольным видом деятельности на уровне регионов.

По мнению директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Ильи Долматова, дифференциация тарифов по уровням напряжения должна быть, это отражает разницу издержек, но количество этих уровней – вопрос для обсуждения: "Понятно, что крупные потребители, если уменьшить количество уровней напряжения, будут платить больше, они будут недовольны, а малый и средний бизнес – наоборот".

Эксперт предлагает не спешить с приватизацией региональных электросетевых компаний. "В условиях, когда непонятны правила игры на будущее, инвестиционная привлекательность этих активов снижается, – полагает эксперт. – А поскольку у нас много инициатив, которые пока еще непонятно как будут реализовываться, это риск. Правильнее сначала понять условия, в которых эти компании будут работать".

Однако, по мнению Валерия Жихарева, без привлечения новых инвесторов отрасли все же не обойтись. "Инвестиционный потенциал в электросетевом секторе не может быть реализован в полной мере без реализации предусмотренного реформой электроэнергетики механизма финансирования инвестиционных проектов электросетевых организаций, связанного со снятием законодательного запрета на приватизацию распредсетевых компаний, – уверен эксперт. – Это позволит обеспечить не только необходимую для нас прозрачность инвестиционной деятельности электросетевых организаций и привлечение нетарифных источников инвестирования за счет внутренних ресурсов сетей и средств инвесторов, но и может снизить платежную нагрузку на потребителей электроэнергии".

Глеб Тукалин, 
Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?