Минэкономразвития предлагает постепенное увеличение оплаты сетевого резерва вместо предлагаемого фиксированного процента

29 сентября 2021 г.

Минэкономразвития РФ предлагает поэтапный рост коэффициента оплаты резервирования в электросетях против предлагаемого Минэнерго фиксированного процента, следует из позиций заинтересованных ведомств, с которыми ознакомился "Интерфакс".

Минэкономразвития поддержало последние предложения Минэнерго с учетом некоторых замечаний, следует из его позиции от начала сентября. Актуальная версия предложений Минэнерго предлагает ввод оплаты резерва с учетом коэффициента оплаты на уровне 0,15, то есть речь идет о фиксированных 15% от максимальной сетевой мощности, подлежащих оплате. Минэкономразвития же считает, что "в такой конфигурации значительно снизятся стимулы для потребителей к отказу от излишков резервируемой сетевой мощности", и предлагает поэтапное увеличение этого коэффициента до 0,6 в течение шести лет.

Проект Минэнерго также предлагает исключить из необходимой валовой выручки сетей (НВВ) при тарифном регулировании объем средств, которые сети получат в виде оплаты резерва. Экономическое ведомство предлагает прописать, как именно будет определяться прогнозный объем этих средств.

Не поддержали предложения о сетевом резерве ФАС и Минстрой. Так, антимонопольная служба напомнила, что в принципе не поддерживает "повсеместное" введение оплаты резерва, и отдельно отметила, что не получала никаких обоснований предлагаемых коэффициентов, следует из позиции ФАС от конца августа, с которой ознакомился "Интерфакс"Также ФАС беспокоит отсутствие оценки последствий от проекта, в том числе тарифных.

Минстрой отмечает, что, "несмотря на ряд изменений, в проекте постановления по-прежнему не учтены принципиально важные моменты, касающиеся вопросов энергетической безопасности и энергетической стратегии Российской Федерации". А также "созданы предпосылки для увеличения тарифной и финансовой нагрузки на потребителей и субъекты хозяйственной деятельности в сфере коммунального хозяйства", говорится в позиции этого ведомства от конца августа.

Минстрой ожидает, что введение оплаты резерва "повлечет серьезные негативные последствия для инвесторов, заключивших концессионные соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения". Дело в том, что ожидаемый ими рост стоимости электроэнергии (ведомство говорит о кратном росте - ИФ) из-за введения резерва не учтен в долгосрочных параметрах регулирования концессионеров, и их нельзя пересмотреть по таким основаниям. При этом по ряду случаев рост платы за электрическую энергию (мощность) для концессионеров может превысить плановые годовые объемы финансирования инвестиционных программ организаций ЖКХ, ожидают в ведомстве.

Кроме того, по мнению Минстроя, оплата резерва может свести на нет уже полученный эффект и сделать нецелесообразным внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

"В настоящее время по проекту постановления проводятся согласительные процедуры с федеральными органами исполнительной власти. Минэнерго в целом согласно с доводом Минэкономразвития о том, что поэтапное увеличение коэффициента оплаты резерва сделает механизм эффективнее и позволит быстрее добиться ожидаемых результатов в части оптимизации сетевой инфраструктуры", - ответили в Минэнерго на вопрос "Интерфакса" о том, поддерживает ли ведомство предложения Минэкономразвития.

Впрочем, в Минэнерго отметили, что коэффициент оплаты резерва на уровне 0,15 установлен "сознательно", "в рамках доработки проекта с учетом предложений крупных потребителей. Такой показатель был выбран "в качестве компромиссного значения, позволяющего исключить риски превышения стоимости оплачиваемого резерва над реальными затратами на содержание сетей".

"Минэнерго планирует внести проект постановления в правительство Российской Федерации в ближайшие месяцы и надеется на скорейшее его принятие", - заявили в ведомстве, не ответив на вопрос, удалось ли найти компромисс с ФАС и Минстроем.

В Минэкономразвития "Интерфаксу" сообщили, что предложения ведомства еще обсуждаются с Минэнерго. "Рассчитываем на принятие документа в этом году", - сказали в министерстве.

Как сообщили "Интерфаксу" в "Сообществе потребителей энергии", в ведомстве "признали правоту потребителей, что загрузка электросетей в России соответствует среднемировому уровню, что расходы на их содержание кратно меньше, чем изначально полагали в ведомстве, а также согласились с отсутствием связанных с "резервом" ограничений для новых технологических присоединений".

"Но вместо проистекающего из этого концептуального пересмотра проекта в Минэнерго продолжают корректировать прежнюю редакцию, которая непригодна для достижения заявленных целей. Никаких компромиссов в отношении этой редакции проекта у нас с Минэнерго нет и не будет, мы призывает переформатировать проект из всеобщих сборов дополнительных платежей в комплекс адресных мер, которые реально повысят эффективность использования сетевых мощностей", - подчеркивают потребители.

Вопрос оплаты сетевого резерва - одна из самых болезненных тем в регулировании рынка за последние годы. "Россети" (MOEXRSTI) неоднократно сетовали на то, что простаивает большая часть их мощностей: для потребителя сети обеспечивают максимально возможное потребление (максимальная мощность), в то время как оплачиваются услуги сетей по фактически потребленной мощности. В то же время потребители последовательно выступают против проекта акта.

Обсуждаемая дата внедрения этого платежа менялась много раз. Изначально предлагалось ввести его в 2019 году, затем - поэтапно с 2020 года, но этого так и не произошло. Ведомства до сих пор согласовывают проект. Ранее Минэнерго сообщало, что из документа исключили вызывавшую споры норму об оплате услуг по передаче потребителями с собственной генерацией.

Интерфакс, 28.09.2021

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?