Спрос на минус дал плюс

29 сентября 2021 г.

Бизнес впервые сэкономил на управлении потреблением электроэнергии

Как выяснил "Ъ", эксперимент по управлению спросом на электроэнергию впервые привел к экономии потребителей. Выручка компаний-агрегаторов, обеспечивающих снижение спроса, оказалась меньше, чем достигнутое снижение цены. По данным "Системного оператора", агрегаторы уменьшили стоимость покупки электроэнергии на 574 млн руб. за пять месяцев, а заработали при этом 456 млн руб. Причины - новые критерии механизма и рост объема услуг по снижению спроса, который впервые превысил 1 ГВт. Однако пока эффект крайне скромный и, по оценкам аналитиков, не превышает 0,1% от платежа потребителей.

Агрегаторы энергоспроса впервые помогли сэкономить промышленным потребителям. Снижение цен на рынке на сутки вперед (РСВ) за счет управления спросом за апрель-август превысило выручку агрегаторов, которая формируется из тарифа на системные услуги (его оплачивают все потребители энергорынка). Доход агрегаторов в апреле-июне составил 287,8 млн руб., в июле-августе - 168,6 млн руб., сообщили "Ъ" в "Системном операторе" (СО, диспетчер энергосистемы). При этом эффект на цены РСВ в апреле-июне достиг 320,5 млн руб., в июле-августе - 253,9 млн руб.

Механизм управления спросом на розничном рынке запущен в конце 2019 года в пилотном режиме. Агрегаторы по команде СО снижают потребление своих клиентов в пиковые часы нагрузки, что должно приводить к сокращению цен на РСВ. За успешное снижение агрегаторы получают плату с энергорынка. В 2020 году агрегаторы заработали около 660 млн руб., но эффект на цены РСВ был неочевиден (см. "Ъ" от 14 января).

"Увеличение эффекта связано со вступлением новых правил срабатывания механизма с 1 апреля", - пояснили "Ъ" в СО. Кроме того, вырос и объем рынка. В марте текущего года плановый объем снижения спроса составил 723 МВт, во втором квартале - 737,4 МВт, в третьем - 963,4 МВт, а в четвертом - уже 1,15 ГВт. Лидерами рынка остаются структуры EСН Григория Березкина: "Энергосбытхолдинг" и "Русэнергосбыт". "Энергосбытхолдинг" на последнем конкурсе выиграл 353 МВт (31% квоты), а "Русэнергосбыт" - 101 МВт (9%), по оценкам источника "Ъ". Среди других крупных игроков - структуры "Татнефти""Росатома" и "Фортума". Средневзвешенная цена услуги в первой ценовой зоне выросла на 15%, до 319,64 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, а во второй ценовой зоне - на 21%, до 553 тыс. руб.

"Среднемесячный эффект на РСВ для участников оптового рынка от ценозависимого снижения потребления в действующей модели составляет порядка 110 млн руб., максимальный эффект - 185 млн руб. (август 2021 года)", - отмечают в "Совете рынка" (регулятор энергорынков). Там положительно оценивают увеличение объема рынка, поскольку агрегаторы спроса позволяют снизить загрузку неэффективных по топливным издержкам станций.

Однако пока снижение цен крайне небольшое. "В среднем потребители платят на РСВ около 75 млрд руб. в месяц, соответственно 638 млн руб. (с учетом снижения в марте) - это экономия 0,1% от платежа на РСВ, или 0,03% от конечной цены за электроэнергию", - говорит Владимир Скляр из "ВТБ Капитала".

"Оплата агрегаторов формируется не за счет экономии, а за счет дополнительных платежей потребителей энергии, поэтому о какой-либо эффективности механизма в таком виде можно говорить только очень условно", - считают в "Сообществе потребителей энергии" (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).

В 2022 году механизм demand response планируется продлить в пилотном режиме, сообщают в СО. Там отмечают, что с 2023 года "планируется начало функционирования целевой модели в рамках оптового рынка электроэнергии и мощности". "Затягивание перехода к целевой модели управления спросом служит плохую службу. С одной стороны, это не дает раскрыть большую часть экономического эффекта, который может дать управление спросом. С другой стороны - сложившаяся на рынке неопределенность не выступает драйвером применения передовых технологических решений для управления спросом", - полагает директор инфраструктурного центра "Энерджинет" Дмитрий Холкин.

Полина Смертина,

Коммерсант, 29.09.2021

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?