РСПП хочет пересчитать акцизы и энергоплатежи в углеродные единицы

10 января 2022 г.

Но эксперты сомневаются, что такую схему будут признавать за рубежом

В рамках стратегии по адаптации экономики РФ к требованиям климатической повестки необходимо учесть обязательные платежи, которые так или иначе направлены на снижение выбросов парниковых газов. Об этом написал премьеру Михаилу Мишустину глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП; лобби крупного бизнеса) Александр Шохин"Ведомости" ознакомились с документом. В пресс-службе правительства уточнили, что письмо передано в Минэкономики. Представитель министерства сказал "Ведомостям", что предложения "в работе".

"Российские компании уже сейчас осуществляют большой объем платежей, основным фактическим направлением которых является декарбонизация. Но эти платежи, хотя и являются, по сути, углеродным сбором, формально имеют другую правовую природу", - пишет Шохин.

В качестве примера он приводит обязательные платежи ("по сути, надбавки") на оптовом энергорынке, за счет которых в стране строится низкоуглеродная генерация. Речь идет о договорах на поставку мощности (ДПМ), гарантирующих инвестору стабильную доходность и возврат вложений (помимо ГЭС, АЭС и ВИЭ по таким договорам также строят и ТЭС). В рамках этого механизма, по оценкам союза, российские компании - потребители электроэнергии заплатят до 2035 г. более 8 трлн руб. Это можно считать целевой платой за снижение выбросов парниковых газов, пишет Шохин.

Платежи только в рамках ДПМ ВИЭ в пересчете на снижение выбросов к 2035 г., по оценкам РСПП, достигнут 55 евро за 1 т СО2. Цена 1 т СО2 на крупнейшей в мире европейской бирже по торговле квотами на выбросы (EU ETS) в конце декабря 2021 г. приближалась к 80 евро.

До этого в энергетике за введение отечественных механизмов декарбонизации (подтверждения зеленого характера выработки) наиболее активно выступала "Интер РАО".

Компании это требуется для того, чтобы снизить риски дополнительных платежей при введении в EС с 2026 г. трансграничного углеродного регулирования (ТУР) при экспорте электроэнергии. "По сути, действительно можно попробовать отнести такие ДПМ к обязательным климатическим платежам, - заявила "Ведомостям" руководитель блока трейдинга, член правления "Интер РАО" Александра Панина. - Но сложность состоит в оформлении конструкции такого платежа и его обосновании перед EС для признания в рамках ТУР. Ведь по смыслу только нагрузка по снижению собственных выбросов, оплата квот на выбросы или прямой налоговый платеж могут быть признаны исключениями".

В "Совете рынка" (регулятор энергорынков в РФ) на запрос не ответили.

"Переклассификацию" объема обязательных платежей в сборы для декарбонизации, по мнению Шохина, необходимо провести и в других отраслях. Речь может идти о плате за негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов метана, об акцизах на бензин и дизтопливо, о штрафах за сверхнормативное сжигание попутного газа и т. д. "По различным экспертным оценкам, средний размер эффективной ставки платы за выбросы парниковых газов в РФ по разным отраслям уже сейчас может достигать 10-20 евро за 1 т СО2 -эквивалента", - указывает глава РСПП.

Представитель объединения не смог пояснить "Ведомостям" методику оценки, а также не назвал общий размер платы за выбросы СО2, который бизнес уже перечисляет в виде подобных платежей.

При этом Институт проблем естественных монополий (ИПEМ) приводит более скромные цифры: по его данным, плата за углерод в России в доковидном 2019 году составляла $9-10 за 1 т СО2 с учетом акцизов на топливо и ДПМ. А ежегодный платеж по ДПМ ВИЭ, по оценкам Vygon Consulting, эквивалентен углеродному налогу в размере $1/т СО2-эквивалента.

Сейчас в федеральный бюджет поступает 25,1% доходов от акцизов на топливо, а 74,9% идут в бюджеты регионов, и это скорее инфраструктурный, чем экологический сбор. Акцизы направляются на строительство дорожной инфраструктуры (в региональные дорожные фонды и нацпроект "Безопасные и качественные автодороги"), поступления в 2021 г. составят более 0,8 трлн руб.

Предложения бизнеса заслуживают внимания, но убедить зарубежных партнеров учитывать эти платежи, в том числе в рамках ТУР, вряд ли получится, считают опрошенные "Ведомостями" эксперты.

"Платежи по ДПМ обязательны, доступных способов их избежать, кроме ухода с оптового энергорынка, нет. А значит, никакого стимулирования декарбонизации с точки зрения промышленного потребителя эти платежи не несут", - подчеркивает аналитик по энергетике "ВТБ капитала" Владимир Скляр. Спорными предложения, связанные с ДПМ, считает и руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. "Плата за выбросы СО2 - это, как правило, мера, направленная на повышение энергоэффективности предприятий - потребителей энергии (а не производителей. - "Ведомости")", - поясняет он. Такой же неоднозначной мерой Горчаков называет и учет различных сборов и штрафов за негативное воздействие на окружающую среду. По его словам, для начала надо отделить платежи, связанные с выбросами парниковых газов, от прочих загрязнителей.

"Снижение выбросов СО2, к которому приводят ДПМ, будет учтено при определении базового уровня выбросов, - соглашается партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. - А внедряемое климатическое регулирование направлено именно на стимулирование новых инвестиций и новых эффектов".

По мнению Скляра, бизнес пытается "минимизировать углеродную финансовую нагрузку" без создания реальных стимулов снижения выбросов. "За рубежом вообще и в рамках ТУР в частности такая плата не будет признаваться аналогом многочисленных национальных систем сбора платежей за выбросы СО2", - уверен он.

В свою очередь, советник юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner Russia (ранее Goltsblat BLPEкатерина Верле возражает: "Хотя механизм оплат в рамках ДПМ навязан потребителю, эти платежи, безусловно, ведут к сокращению выбросов парниковых газов". А партнер группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Владимир Лукин напоминает, что предложения РСПП "соответствуют практике многих европейских стран, где в углеродный сбор трансформированы некоторые экологические и энергетические платежи".

Риски того, что экологические платежи не будут признаны в EС, неизбежны для всех торговых партнеров Eвросоюза независимо от того, есть у них аналог EU ETS или нет, считает заместитель гендиректора ИПEМ Александр Григорьев. Причина, по его словам, прежде всего в том, что механизм ТУР создается как протекционистский для поддержки европейской промышленности.

Эксперты АКРА и ИПEМ также обращают внимание на вторую часть предложений бизнеса, не связанную с зачетом экологических сборов и штрафов в качестве платы за декарбонизацию. В первую очередь, они согласны с необходимостью переоценки поглощающей способности российских лесов и введения дифференцированного подхода по предельному объему выбросов СО2 для разных отраслей, а также налоговых льгот для стимулирования энергоперехода.

"Второе наше преимущество - это лидерство в технологиях ГЭС и АЭС. Поэтому нужно отстаивать принцип технологической нейтральности [при реализации климатических целей]. А то окажется, что солнечные и ветровые электростанции - зеленые, а АЭС, где у "Росатома" неоспоримое мировое лидерство, - нет", - добавляет Григорьев.

***

Что еще нужно бизнесу для декарбонизации

Другие предложения РСПП, направленные в правительство:

дифференциация углеродного регулирования для разных отраслей;

переоценка поглощающей способности лесов (объем поглощения недооценен в 2-3 раза);

применение принципа технологической нейтральности: снижение выбросов наиболее оптимальным с экономической точки зрения способом без продвижения конкретных технологий;

введение регулирования только в отраслях, наиболее уязвимых для трансграничного углеродного регулирования EС;

господдержка энергоперехода в виде налоговых льгот и госсубсидий, в результате чего должны появиться "целые отрасли и типы технологий" (улавливание, хранение и утилизация СО2, водородная энергетика, накопители энергии и др.).

Александр Волобуев,

Ведомости, 10.01.2022

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?

На этом веб-сайте используются файлы cookie, которые обеспечивают работу всех функций для наиболее эффективной навигации по странице. Если вы не хотите принимать постоянные файлы cookie, пожалуйста, выберите соответствующие настройки на своем компьютере. Продолжая навигацию по сайту, вы предоставляете свое согласие на использование файлов cookie на этом веб-сайте. Более подробная информация предоставляется в нашем Пользовательском соглашении и Политике конфиденциальности и защиты информации.