Как не запутаться в сетях

30 января 2023 г.

Российский электросетевой комплекс с середины 2010-х годов собирается в единое целое, но до завершения процесса еще далеко. Вместе с тем перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи, выполнение которых зависит в том числе от ситуации со снабжением ее электроэнергией "Россети" – один из крупнейших в мире электросетевых холдингов, обеспечивающий электроснабжение потребителей в 78 субъектах Российской Федерации. В управлении компании 2,45 млн км линий электропередачи и 548 тыс. электрических подстанций общей мощностью более 825 тыс. МВА. По итогам 2021 года полезный отпуск электроэнергии потребителям составил 786,7 млрд кВт·ч. Общая численность персонала – почти 230 тыс. человек.

Процесс консолидации российских электрических сетей дошел до важной вехи: в единую структуру слились Федеральная сетевая компания (ФСК) и холдинг "Российские сети" ("Россети"). Объединение произошло за счет присоединения "Россетей" к ФСК. Новая структура получила название "Федеральная сетевая компания – Россети", сокращенное – "Россети"Возглавил ее Андрей Рюминкоторый до объединения был генеральным директором "Россетей". Порядка 80% выработанной в стране электроэнергии передается по сетям, которые контролируются "ФСК – Россети"Это один из крупнейших операторов магистральных и распределительных сетей в мире, под ее управлением 2,45 млн км линий электропередачи.

Как сообщили "Эксперту" в компании, контролирующим акционером ПАО "Россети" после реорганизации стало государство с долей более 75%. Казначейский и квазиказначейский пакет составляет 6,65% от уставного капитала. Оставшиеся 18,35% акций находятся у миноритарных акционеров, в том числе в свободном обращении.

"Сейчас мы, по сути, возвращаемся к объединению больших элементов электроэнергетики страны в сфере обеспечения передачи электроэнергии, – считает вице-президент Центра стратегических разработок Екатерина Кваша. – Объединение "Россетей" и ФСК – одна из крупнейших консолидаций".

"Это шаг на пути объединения всего сетевого комплекса, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Мы получили операционную компанию, которая имеет выручку, что делает механизмы управления проще".

Государство уже давно демонстрирует желание свести магистральные и региональные сети в единую компанию, чтобы более активно развивать электросетевой комплекс страны и сдерживать рост тарифов на передачу электроэнергии.

Собственно, старт этому процессу был дан указом президента в 2012 году. Тогда Холдинг МРСК, который держал контрольные пакеты и управлял межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), был переименован в "Российские сети", и, что, несомненно, важнее, по этому же указу "Россети" получили в управление из федеральной собственности около 80% акций ФСК. Тогда же, по сути, стало понятно, что приватизация электрических сетей остановлена. Но и огосударствление в этом секторе тоже идет неспешно: следующий логичный его этап – перевод на единую акцию входящих в "ФСК – Россети" межрегиональных распределительных сетевых компаний – пока откладывается на неопределенный срок. К тому же в стране действует огромное число территориальных сетевых компаний, которые занимаются доставкой электроэнергии до конечного потребителя. Часть из них аффилирована с "Россетями", часть – нет.

Частник не пришел

Целью реформирования Единой энергетической системы России было привлечение инвестиций в электроэнергетику, поскольку, по мнению авторов реформы, в скором времени стране грозил дефицит электроэнергии.

С тем, чтобы гарантированно обеспечить народное хозяйство электроэнергией, было принято решение приватизировать РАО "ЕЭС России". Облегчить вход частного инвестора в отрасль было решено путем разделения единой компании на несколько по видам деятельности (генерация, передача, сбыт, диспетчеризация) и одновременно провести разукрупнение. Так, генерирующие мощности были поделены между оптовыми и территориальными генерирующими компаниями (ОГК и ТГК), а сетевой комплекс разделился на магистральные (Федеральная сетевая компанияФСК), межрегиональные (МРСК) и региональные распределительные сети.

Предполагалось, что и в генерацию, и в передачу электроэнергии придет частный инвестор, построит новые электростанции и модернизирует существующие, разовьет сетевую инфраструктуру.

Однако если в генерирующих компаниях государство позволило частным инвесторам иметь контроль, то в сетях и распределении оно оставило его за собой. Частный инвестор туда пришел, но только на миноритарные позиции, и это не стимулировало его вкладывать деньги в то, что он не может контролировать.

В генерации после перехода ОГК и ТГК в частные руки шел активный процесс перераспределения активов. К настоящему времени значительная их часть контролируется государственными компаниями, в частности "Газпромом" и "Интер РАО", которые выкупали ОГК и ТГК у частных компаний, получивших их в собственность на первом этапе приватизации.

В сетях же – ФСК и МРСК – государство все эти годы имело "законтрольные" пакеты акций. В ФСК напрямую, а в МРСК – через Холдинг МРСК, который затем был переименован в "Россети"Холдинг МРСК владел контрольными пакетами акций всех межрегиональных распределительных сетевых компаний, которые, в свою очередь, зачастую контролируют и более мелкие территориальные сетевые организации.

Таким образом, генерация электроэнергии в России оказалась в рыночном поле и цена на нее формируется посредством рыночных механизмов, а вот стоимость передачи электроэнергии по сетям определяется тарифом, который устанавливает государственный регулятор.

"Полноценная приватизация МРСК так и не прошла – были реализованы только некоторые ее элементы, – говорит руководитель отдела специальных проектов ИПЕМ Алексей Фаддеев. – Например, до сих пор частным собственникам принадлежит более 40 процентов акций "Россети Сибирь" (бывшая "МРСК-Сибирь". – "Эксперт"). В 2012- 2015 годах Томская распределительная компания находилась под управлением французской ERDF. Однако с середины 2010-х тема приватизации МРСК стала звучать все реже и реже".

Раз уж приватизация не пошла, выбор был сделан в пользу консолидации сетевого хозяйства в одних руках.

"Замысел объединения появился по мере отмены планов приватизации МРСК: действительно, зачем иметь две независимые государственные электросетевые структуры?" – задает риторический вопрос Алексей ФаддеевПравда, здесь все было неспешно: несмотря на то что "Россети" стали фактическим владельцем ФСК еще в 2013 году, последняя еще долгое время управлялась как самостоятельная компания.

Екатерина Кваша считает, что здесь важным этапом стала передача полномочий единоличного исполнительного органа ФСК компании "Россети", которая произошла в 2020 году: "Это решение должно было способствовать снижению издержек, устранению дублирования функций, улучшению операционной деятельности".

Тогда правление ФСК было распущено, а возглавлявший его Андрей Муров, полномочия которого тоже были прекращены, занял должность первого заместителя генерального директора – исполнительного директора в "Россетях".

Следующий этап – объединение компаний – состоялся спустя почти три года. И по мнению аналитика ФГ "Финам" Александра Ковалева, "с объединением ФСК и "Россетей" в единую компанию процесс консолидации в электросетевом комплексе не закончился, а только начался, поскольку вопрос с региональными сетями – МРСК – по-прежнему не решен".

Действительно, еще в 2014 году руководство "Россетей" (тогда компанию возглавлял Олег Бударгин) предлагало перевести все МРСК на единую акцию с головной компанией. Но процесс не пошел, поскольку довольно сложно было учесть интересы миноритариев, владевших в ряде компаний довольно крупными пакетами акций и за счет этого имевших и влияние на управление "дочками" МРСК. Вариантов тут не так и много: либо выкуп долей у миноритариев, либо обмен принадлежащих им акций МРСК на акции "Россетей". В первом случае во главе угла вопрос цены, во втором – влияния, поскольку в обмен на свой крупный пакет в МРСК ее совладелец мог рассчитывать на пакет акций головной компании, который не давал бы ему никаких прав с точки зрения влияния на ее деятельность.

В преддверии объединения ФСК и "Россетей" Андрей Рюмин в интервью "Интерфаксу", отвечая на вопрос о будущем МРСК, сказал, что "это вопрос не сегодняшнего дня" и что "на протяжении последних десяти лет обсуждались разные концепции: переходить или не переходить на одну акцию. У меня сейчас нет ответа, какая из моделей наиболее эффективна". Александр Ковалев, комментируя высказывание Андрея Рюмина, считает, что "такая формулировка скорее склоняет к тому, что выкуп долей миноритариев в "дочках" "ФСК – Россети" все же состоится, но, вероятно, не в ближайшие год-два".

Отвечая на вопрос "Эксперта" о планах реорганизации сетевого хозяйства, в компании сообщили, что в числе приоритетных – вопрос о консолидации сетей сторонних собственников. Там отметили, что сейчас в России функционирует более 1200 территориальных сетевых организаций. Их консолидация будет способствовать "формированию в сетевом комплексе единого центра ответственности для модернизации инфраструктуры в регионах и обеспечения ее надежной работы". При этом в компании не уточнили, какой конкретно механизм для этого будет использован и где компания возьмет средства на эти цели.

Большие имеют преимущество

Разные страны используют разные модели управления сетевым хозяйством.

"Кейсов объединенной электросетевой системы под управлением государства в мире довольно много, самый яркий пример – Китай, – рассказывает Александр Ковалев. – Основное отличие "новой" российской модели в том, что китайские электросетевые компании на фондовом рынке не присутствуют совсем, даже в форме миноритарных долей. Практически полная противоположность – американская модель, где на фондовом рынке вы можете найти и сетевые, и генерирующие компании, но самый частый случай здесь – вертикально интегрированный холдинг, владеющий активами в генерации, передаче, распределении и сбыте. Судить о том, какая модель эффективнее, сложно, но многие отдают предпочтение американской, поскольку в ней холдинг имеет управление над всеми стадиями и за счет этого может эффективнее распоряжаться финансовыми ресурсами".

По словам заместителя директора Сообщества потребителей энергии Валерия Дзюбенко, в мировой практике довольно широко распространена ситуация, когда магистральный сетевой комплекс наделяется и функцией системного оператора, администрируя единую энергосистему. "Мы считаем, что это более продуктивный подход. Он позволяет оптимизировать функции управления магистральным комплексом, соединив его с диспетчеризацией". Дискуссия на эту тему между российскими игроками рынка электроэнергии некоторое время назад была, но ничем не закончилась.

Как уже было сказано, тариф на передачу электроэнергии регулируется государством. Доля сетевой составляющей в конечной стоимости электроэнергии для потребителя разнится в зависимости от того, к каким сетям он подключен. Если это высоковольтные магистральные сети – а к таким обычно присоединены крупные потребители, – то тариф ниже. Если потребитель подключен к низковольтным сетям, плата за передачу будет выше.

Расчеты ИПЕМ показывают, что, по данным за 2022 год, в среднем доля сетевой составляющей в итоговой стоимости электроэнергии составляет 42%. Это без учета тех потребителей, которые "запитываются" непосредственно от магистральных сетей. А в целом в зависимости от разных уровней напряжения и субъектов РФ эта доля составляет от 5 до 69%.

Столь большой разброс, как уже было сказано, обусловлен тем, к каким именно сетям подключен тот или иной потребитель. И низкий тариф для тех, кто "подсел" на магистрали, уже давно стал предметом дискуссии участников рынка. Суть ее в том, что, по мнению ряда игроков, низкий тариф для крупных потребителей фактически оплачивается теми, кто подключен к низковольтным сетям. Возникает перекрестное субсидирование, против которого выступают не только небольшие потребители, которым приходится платить более высокую цену за передачу электроэнергии, но и сами региональные распределительные сети, которые хотели бы сами продавать конечному потребителю услугу по передаче электроэнергии, а магистральным сетям оставить только функцию транзита. Но это, как отмечают участники рынка, противоречит физике и технике процесса: если предприятие напрямую получает энергию от высоковольтной линии, то как может быть сюда "встроена" низковольтная сеть? Физически – никак.

В свою очередь, крупные потребители обосновывают свое право меньше платить за услугу передачи электроэнергии тем, что берут ее много и постоянно, являясь крупными клиентами и обеспечивая определенную устойчивость всей системы, а доставка электроэнергии до них обходится сетевой компании дешевле, поскольку не требует значительного количества инфраструктуры – линий электропередачи, трансформаторных подстанций и эксплуатационных расходов на нее.

"Что касается перекрестного субсидирования, то пока непонятно, каким образом консолидация в части магистральных сетей позволит решить данную проблему, – говорит Александр Ковалев. – Разговор об отмене "перекрестки", вероятно, стоит вести, когда в периметр "ФСК – Россети" войдут МРСК, что потенциально позволит выровнять тариф магистральных и распределительных сетей на длительном горизонте".

Размер тарифа – основной предмет спора между потребителями и сетевыми компаниями.

Для последних он основной источник средств для обеспечения текущей деятельности и выполнения инвестиционных программ.

"Мы все время пытаемся обратить внимание коллег на то, что можно не доходы повысить, а расходы понизить. И тогда, возможно, острота тех проблем, которые вам нравится считать нерешаемыми, снизится. Объем расходов, который заявляется в тарифах, принимается как данность, и он всегда должен быть больше год к году. Но, может быть, как-то поэффективнее работать, снижать свои удельные расходы? – говорит Валерий Дзюбенко. – Конечно, для естественной монополии противоестественно сокращать свои расходы. Наоборот, есть прямая корпоративная заинтересованность в том, чтобы их неуклонно увеличивать, перегружая расходы в тариф. Что мы, собственно, видим сейчас".

Как известно, в конце прошлого года правительство приняло решение об индексации тарифов на передачу электроэнергии в пределах 9% в связи с ростом инфляции. Однако в ряде регионов этот тариф стал значительно выше установленной верхней планки.

"В 21 регионе рост сетевого тарифа – от 12 до 20 процентов. Это вообще ни в какие ворота не лезет, – возмущается Валерий Дзюбенко. – Такое впечатление, что экономика находится на таком подъеме, что можно косвенные расходы брать и увеличивать. У нас экономика работает на электросетевую компанию. Вообще-то должно быть наоборот. Как сейчас инвестиционные проекты реализовывать? Как проводить импортозамещение? Минпромторг придумывает стимулирующие программы, связанные с поощрением предприятий к вложению средств в расширение производства. А когда предприятия приходят в электросетевой комплекс, чтобы получить дополнительную мощность или подключиться к сетям, им выкатывают такой ценник, что все желание что-то делать пропадает".

Делай как я

Стоимость услуги по передаче электроэнергии по сетям напрямую влияет на конечную цену электроэнергии, а значит, и на себестоимость продукции, конкурентоспособность промышленности в целом.

Ради контекста посмотрим, как выглядит мировой рынок электроэнергии: кто больше всех потребляет, экспортирует, сколько стоит электроэнергия в разных странах и группах стран. Эти вопросы принципиально важны в данный момент, так как мировая экономика в целом входит в новую стадию индустриализации. Она связана со стремительным ростом численности потенциального среднего класса в густонаселенных азиатских странах, прежде всего в Индии, с продолжением индустриализации в Турции и арабских странах, с началом индустриализации в АфрикеРоссия вполне может участвовать в этой глобальной индустриализации и как поставщик ресурсов, и как промышленная страна, производящая конкурентоспособные промышленные товары на своей территории (в том числе на совместных производствах). И в том и в другом случае она должна иметь надежную большую разветвленную сеть и конкурентоспособные цены на электроэнергию. Подчеркнем: стоимость и доступность электроэнергии – очень важный фактор конкурентоспособности, почему-то сильно недооцененный. Если у вас дешевая энергия и крепкая валюта и вы даже не очень напрягаетесь с налоговыми льготами, в современном мире вы прекрасное место для организации производства.

В настоящее время крупнейшим производителем электроэнергии в мире является Китай с объемом 8 млрд ГВт·ч электроэнергии в год. За сорок лет (с 1980 года) Китай нарастил выпуск электроэнергии более чем в десять раз с 0,5 млрд ГВт·ч. Интенсивный рост производства электроэнергии Китай начал только в начале 2000-х и в 2010 году превзошел предыдущего бессменного лидера этого сегмента США. Электровооруженность самих США впечатляет. До бурного роста Китая производство электроэнергии в США в разы превышало производство в любой стране мира, включая индустриальную Германию.

Текущий уровень производства электроэнергии в США составляет 4 млрд ГВт·ч, уже вдвое меньше, чем в Китае. Германия – крупнейший экспортер индустриальных товаров в мире – на этом фоне выглядит просто карликом с производством электроэнергии в районе 0,6 млрд ГВт·ч.

При этом не надо думать, что существуют какие-то огромные разрывы в энергоемкости ВВП разных стран, – это не так. Все страны мира более или менее близки по энергоемкости ВВП. Хотя, конечно, Китай по этому показателю за счет колоссальных объемов производства материальных ресурсов пока стоит выше, чем, например, Германия или США.

Интересно отметить, что происходит с производством электроэнергии в других быстрорастущих по численности населения странах, прежде всего в Индии, которая, по всем прогнозам, скоро станет главным центром роста мира за счет уже произошедшего взрывного роста населения. Так вот, Индия с населением, практически равным Китаю, производит в четыре с лишним раза меньше электричества, оставаясь практически не индустриализованной страной. Отчасти это удивительно, так как Индия давно стала предметом интереса западных капиталов. Однако, по-видимому, развить необходимую для индустриализации такой многонаселенной страны инфраструктуру на чужие деньги и по чужим стратегиям невозможно.

Россия производит 1,1 млрд ГВт·ч электроэнергии. Столько же она производила сразу после распада СССР. В 1990-е производство электроэнергии упало примерно на 20%, но в 2000-е восстановилось. То есть мы производим заметно больше, чем богатая и производительная Германия, и ненамного меньше, чем гигантская по населению Индия. Понятно, что мы отлично энерговооружены, и было бы логично использовать это наше преимущество.

Одна из возможностей – экспорт электроэнергии. В качестве экспортера энергии мы на рынке присутствуем, входя вместе с Китаем в число крупнейших экспортеров. Крупнейшим неттоимпортером электроэнергии являются США. За ними следуют Евросоюз и, как это ни странно, страны ОПЕК, которые начали свою индустриализацию.

Однако, с нашей точки зрения, использовать избыток электроэнергии как конкурентное преимущество Россия может не только через экспорт, но и создавая конкурентоспособные условия для индустриального производства внутри страны, как отечественного, так и совместного с любыми иностранцами. Но это предполагает сохранение низких цен на электроэнергию для промышленных потребителей, чего мы совершенно не делаем.

Обзор цен на электроэнергию для промышленности по странам дает нам следующую картину. Есть фактически два блока: Европа и весь остальной мир. В Европе уже давно очень высокие цены на электроэнергию. В период с 2014 по 2020 год цены в ЕС составляли примерно 220 долларов за мегаватт-час. Во Франции за тот же период они выросли со 170 до 205 долларов, в Германии – со 240 до 290 долларов, в Польше – со 160 до 195. Все это было до СВО и до еще более резкого подорожания топливных ресурсов. Понятно, что одной из важнейших причин таких высоких цен на электроэнергию в Европе было активное следование климатической повестке, но что побудило Европу упорно следовать американскому курсу и системно убивать свою промышленность, останется вопросом для историков надолго.

Остальной мир – это кто угодно. Там диапазон цен сейчас от 36 до 105 долларов за мегаватт-час. Низкие цены в Катаре и Саудовской Аравии – 36 и 48 долларов за мегаватт-час соответственно (хотя они и являются импортерами электроэнергии). Узбекистан, развивая свою промышленность, имеет цену 51 доллар за мегаватт-час. Китай постоянно работает над уменьшением стоимости электроэнергии, за десять лет она снизилась со 105 до 83 долларов. В Индии, несмотря на маленькие объемы производства электроэнергии, цена составляет около 100 долларов, равно как и в Турции – несмотря на активную индустриализацию.

Из всех перечисленных стран только Россия в последнее десятилетие повысила свои цены с 45 до 73 долларов за мегаватт-час. И, судя по всему, никто этот рост останавливать не собирается. И это огромная ошибка, мотивированная неподконтрольностью монополистов, отпускающих энергию, и перекрестным субсидированием населения.

Для особого акцента отметим, что если Европа давно задыхается от сверхвысоких цен на электроэнергию, то их собрат по блоку – США – ведет себя совершенно иначе. В очень развитой стране с огромным дефицитом электроэнергии цены для промышленности сегодня ниже, чем в России и Китае: всего 66 долларов за мегаватт-час. Здесь стоит вспомнить поговорку, которая была в ходу в 2000-х: делай не как советуют США, а как делают США.

На пользу экономике

Будет неправильно говорить, что российский электросетевой комплекс только тем и занят, что сбором денег с потребителей. Многое сделано за последние годы: обновлено оборудование, построены новые и модернизированы действующие подстанции, существенно сокращены потери в сетях, к единой системе присоединены новые регионы, обеспечиваются электроэнергией глобальные инфраструктурные проекты, например газопровод "Сила Сибири". Александр Ковалев напоминает, что "ФСК – Россети" предстоит реализация масштабной инвестиционной программы с электрификацией Восточного полигона (2023-2024 гг.), усилением сетевой мощности в направлениях Китая и СНГ для увеличения экспорта (2025-2030 гг.), мостом Сибирь – Дальний Восток для объединения Второй ценовой зоны и Дальневосточного федерального округа (2023-2026 гг.) и т. д. При этом, как подчеркивает Алексей Фаддеев, инвестиционная программа компании ориентирована на импортозамещение: в 2021 году доля отечественных производителей в закупках составила более 90%.

В самой компании "Россети" отметили, что один из наиболее актуальных трендов в отрасли связан с применением высокофункциональных интеллектуальных систем управления. Для эффективной интеграции различных решений, автоматизации и унификации информационного обмена группа "Россети" внедряет платформу технологического управления РС-20, которая является собственной разработкой дочерней компании "Россети АСТУ". В сфере передачи электрической энергии одной из перспективных технологий является сверхпроводимость, позволяющая обеспечить транзит большой мощности на среднем уровне напряжения практически при полном отсутствии потерь. Решения на основе сверхпроводимости могут быть особенно эффективными в схемах электроснабжения мегаполисов и для выдачи мощности крупной генерации, включая АЭС. В 2023 году "Россети" планирует ввести в работу в Санкт-Петербурге крупнейшую в мире сверхпроводящую линию электропередачи протяженностью два с половиной километра. В основу проекта положены разработки собственного R&D-центра.

"Есть проекты и задачи, которые для сетевой компании не принесут эффекта никогда, – говорит Валерий Дзюбенко. – Может быть реализован проект, который позволит, например, высвободить более дешевую генерацию и передать ее туда, где сейчас сетевые ограничения не позволяют уменьшить стоимость электроэнергии. Строительство такой линии никогда не окупится для сетей через тариф. Но эта линия окупится за счет общего экономического эффекта, за счет снижения нагрузки на предприятия, улучшения инвестиционного климата и так далее. Это решение должен принимать регулятор. Но, к сожалению, здесь мы сталкиваемся с тем, что нет критерия экономической эффективности. Систему нужно оценивать не только по количеству отключений и аварий. К технологическим критериям, связанным с надежностью энергоснабжения, нужно добавить экономические: например, насколько эффективно с точки зрения экономики энергоснабжается наш внутренний валовой продукт".

Татьяна Гурова, Николай Ульянов, Александр Ивантер,

Эксперт, 30.01.2023


Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?