Правительство сохранит льготные энерготарифы для ряда предприятий Дальнего Востока и Арктики//За это придется заплатить потребителям в ЦФО, на Урале и в Сибири

23 мая 2023 г.

Правительство России по итогам заседания 18 мая поддержало проект закона, предусматривающий сохранение льгот по оплате электроэнергии для предприятий Дальнего Востока и арктической зоны и одновременно позволяющий устанавливать любые цены без привязки к максимальным и минимальным уровням (тарифам). Об этом «Ведомостям» сообщили в пресс-службе кабинета министров. Законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. Как следует из пояснительной записки, с которой ознакомились «Ведомости», отпустить цены можно будет при заключении прямых двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии между генераторами и потребителями для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.

«Законопроект отменяет требования по установлению предельных уровней цен (тарифов), что создаст возможность достижения каких-либо предварительных договоренностей о цене на электрическую энергию (мощность), а также сроке, на который они могут быть установлены», – отмечается в документе. Уточняется, что законопроект устанавливает особенности правового регулирования «долгосрочных двусторонних договоров, заключаемых на розничных рынках электроэнергии по принципу «бери или плати».

Кроме того, документ «предусматривает механизм снижения тарифов до 2028 г. для потребителей, относящихся к сфере добычи драгоценных металлов и камней и реализующих инвестпроекты в Арктической зоне РФ». Также льготные тарифы сохранятся для предприятий из утвержденного правительством перечня инвестпроектов в ДФО. В него входит широкий круг проектов – от горнорудных, угольных и транспортных до аграрных (например, свиноводческий комплекс в Хабаровском крае и свиноводческий комплекс в Камчатском крае). Нефтегазовые проекты в арктической зоне, как правило, имеют свою генерацию и не подключены к общей сети, отмечает аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков. Вероятно, поэтому их нет в перечне предприятий, для которых сохранятся льготные тарифы, считает он.

Изменения будут внесены в закон «Об электроэнергетике». Регулирования цен на электричество для физлиц законопроект не касается (для них тарифы по-прежнему устанавливает государство).

С 2017 г. в России действует так называемый механизм выравнивания энерготарифов для предприятий на Дальнем Востоке. За счет спецнадбавки к ценам для оптовых потребителей центральной части РФ и Урала (первая ценовая зона), а также Сибири (вторая зона) субсидируется сниженный тариф в пяти субъектах ДФО: в Якутии, на Камчатке, Чукотке, в Магаданской и Сахалинской областях. Для сравнения: на 2017 г. он был установлен правительством на уровне 4 руб. за 1 кВт ч, при том что обоснованный тариф за 1 кВт ч для Чукотки, по расчетам ФАС, составлял 12,76 руб., для Сахалинской области – 5,76 руб., для Республики Саха (Якутия) – 7,61 руб., для Магаданской области – 6,06 руб., для Камчатского края – 5,99 руб.

Но к 2028 г. энерготарифы на Дальнем Востоке должны быть постепенно доведены до экономически обоснованного уровня. Причем в первую очередь (в ближайшие два года) цены на электричество должны вырасти для предприятий ТЭКа, производителей драгоценных металлов и камней. Но из-за сохранения льготного тарифа до 2028 г. размер дополнительной нагрузки на оптовый энергорынок в ближайшие годы может не снизиться либо будет снижаться медленнее, чем планировалось. 

Потребители оптового энергорынка заплатили за выравнивание тарифов на Дальнем Востоке в прошлом году 33 млрд руб., в 2023 г. заплатят еще порядка 35,4 млрд руб., а в целом с 2017 г. – около 236 млрд руб.

 

Законопроект был разработан Минэнерго и согласован с Минэкономразвития и ФАС, следует из материалов правкомиссии. 

В Минэке на запрос «Ведомостей» не ответили. В ответе пресс-службы Минэнерго говорится, что договоры «бери или плати» обеспечивают «взаимное хеджирование рисков» как производителей электроэнергии за счет гарантированного объема выручки, так и потребителей, которые «фиксируют объемно-ценовые параметры энергоснабжения на протяжении сроков окупаемости крупных инвестпроектов». «Такое решение облегчит привлечение заемного финансирования и позволит осуществлять эффективное планирование параметров экономической модели таких проектов», – считают в министерстве.

Представитель ФАС уточнил, что документ содержит запрет на учет недополученных доходов энергетиков по таким свободным договорам в регулируемых тарифах. При этом для компаний, работающих на низком напряжении в сфере добычи драгоценных металлов и камней, «сохранятся меры поддержки в рамках механизма дальневосточной надбавки», добавил он. 

Арктическая зона России охватывает девять регионов: четыре относятся к ней полностью, пять – частично. При этом вся эта территория относится к категории технологически изолированных энергорайонов. В арктической зоне реализуются такие знаковые проекты по добыче драгметаллов, как разработка в Якутии крупного золоторудного месторождения Кючус (компания «Селигдар»), на Чукотке – одного из крупнейших в мире золотомедных месторождений (Баимский проект компании Kaz Minerals) и золотосеребряного месторождения Кекура (компания Highland Gold). В арктической зоне расположено Черногорское месторождение «Русской платины» и Южный кластер «Норникеля», в Якутии работает «Алроса» (добывает более 90% алмазов в РФ).

В Минэнерго и ФАС называют потенциальным интересантом новой схемы привлечения инвестиций в энергоснабжение Баимский проект Kaz Minerals. Подконтрольное госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» поставит для него четыре плавучих атомных энергоблока мощностью не менее 106 МВт каждый. «Принцип «бери или плати» не ограничен в сроках применения и будет способствовать развитию Баимской рудной зоны с общим объемом инвестиций более 620 млрд руб., а также месторождений на территории Якутии с созданием объектов внешней инфраструктуры, что сделает регион более привлекательным для развития бизнеса», – отмечают в Минэнерго. 

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, тариф для Баимского ГОКа в 2020 г. запрашивали на уровне 6,45 руб. за 1 кВт ч. «С тех пор многие элементы оборудования подорожали, поэтому сейчас речь может идти о 7–8 руб. за 1 кВт ч. Это все равно меньше, чем при использовании дизельгенераторов, где стоимость может доходить до 11–13 руб. за 1 кВт ч», – добавил он.

Летом 2022 г. «Росатом» предлагал создать в Арктике девять горнопромышленных кластеров по добыче золота, серебра, меди, свинца и цинка с оценочными инвестициями в 1,2 трлн руб. РБК со ссылкой на презентацию госкорпорации (также есть у «Ведомостей») писал тогда, что главным условием участия в разработке этих запасов предлагается сделать использование плавучих атомных электростанций, или АСММ. 

«Ведомости» направили запросы золотодобытчикам, в «Алросу» и «Росатом». В пресс-службе «Совета рынка» (регулятор энергорынков) заявили, что дать оценку законопроекту «не представляется возможным», поскольку он им не поступал.

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что законопроект направлен «на повышение эффективности предпринимательской и инвестиционной деятельности». «Например, в утвержденном правительством перечне инвестпроектов значится строительство ГМК по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края. На Дальнем Востоке и в Арктике немало и других проектов», – добавил он.

Гришунин считает, что законопроект разработан в первую очередь под золотодобытчиков, «чтобы не спугнуть инвесторов», а «ближайшим претендентом» на пониженный тариф станет Кекура.

Директор Kept Сергей Роженко отмечает, что действующая сегодня норма по регулированию цен поставки электроэнергии, изначально введенная как инструмент защиты промпотребителей, фактически не позволяет реализовывать проекты в сфере создания генерации вне механизма ДПМ (гарантирует фиксированную доходность за счет дополнительных платежей потребителей оптового энергорынка. – «Ведомости»). Выходить из ситуации, по его словам, зачастую приходится за счет «творческих индивидуальных решений». Например, при строительстве Богучанского электрометаллургического комплекса была разработана модель, где вместо прямого договора окупаемость ГЭС гарантировалась благодаря сниженному объему обязательств по регулируемому договору (РД; заключается для поставок населению и приравненным к нему категориям. – «Ведомости») с 35 до 5% и разделению финансирования 50 на 50 между UC Rusal и «Русгидро». Предоставление «законодательного пространства для маневра» в изолированных зонах выглядит «вполне правильным и логичным», резюмирует Роженко.

Представитель Сообщества потребителей энергии (лобби энергоемких предприятий) также считает, что избавляться от лишнего регулирования двусторонних договоров правильно. Но менять федеральный закон для решения частных сложностей с выравниванием энергоцен «не вполне оправданно», добавляет он.

Александр Волобуев, Ярослава Костенко,

Ведомости, 18.05.2023

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?