Электросети берут сбыт

20 сентября 2012 г.

Единая сетевая компания, создаваемая на базе ФСК и «Холдинга МРСК», не хочет расставаться со сбытовым бизнесом. Наоборот, она просит Минэнерго разрешить ей заниматься продажей электроэнергии по всей России

Предложения создать «Единого гарантирующего поставщика» содержатся в презентации «Холдинга МРСК» для Минэнерго (копия есть у «Ведомостей»). Документ был направлен чиновникам на прошлой неделе, говорит близкий к министерству источник.

Создать новую компанию можно в несколько этапов, сказано в презентации. Сначала должна быть образована компания, которой холдинг передаст в управление все свои сбытовые организации. Параллельно следует учредить некоммерческое партнерство и передать ему акции энергосбытовых компаний. Последние затем должны быть объединены в «Единого гарантирующего поставщика». А затем некоммерческое партнерство предлагается ликвидировать. Акции «Единого гарантирующего поставщика» вернутся при этом к единой сетевой компании, созданной на базе ФСК и «Холдинга МРСК».

Этот монстр смог бы управлять не только энергосбытами, имеющимися сейчас у «Холдинга МРСК», но и сбытовыми компаниями, лишившимися статуса гарантирующего поставщика, следует из презентации. В перспективе это обеспечит возможность управления энергосбытовой деятельностью в любом регионе, отмечается в документе. Сколько времени потребуется на всю эту процедуру, в презентации не говорится.

Сейчас совмещать деятельность по передаче электроэнергии и по ее продаже в регионах, где имеется конкурентный рынок электроэнергии, запрещено законом. Единственное исключение -«Холдинг МРСК». Он со времен создания владеет сбытами на Северном Кавказе. Так предполагалось контролировать традиционную для Кавказа проблему неплатежей.

Но в прошлом году правительство все же поручило «Холдингу МРСК» избавляться от сбытовых компаний. Процесс был форсирован после решения объединить «Холдинг МРСК» и ФСК. В июне 2012 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала в течение года с момента получения ФСК функций единого исполнительного органа «Холдинга МРСК» продать сбыты.

Источник, близкий к «Совету рынка», считает, что подобный государственный механизм контроля и передачи функций гарантирующего поставщика сейчас крайне необходим с учетом предбанкротного состояния ряда сбытовых компаний. Сетевые компании обладают максимальной компетенцией, в том числе в части энергосбытовой деятельности в каждом регионе присутствия, объясняет он. К тому же можно будет добиться контроля над денежным потоком и устранить разногласия между сбытовыми и сетевыми компаниями (они оцениваются «Советом рынка» в 29,9 млрд руб. на июль 2012 г.).

Поскольку сетевые и сбытовые компании постоянно оспаривают в суде перекрестную задолженность, то в случае их объединения вероятность получения долгов генерирующей компанией снижается, говорит директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Но надо понимать, что речь идет о создании еще одного монополиста и усилении влияния государства на рынке электроэнергии и мощности, отмечает он. Финансовые проблемы сбытовых компаний требуют некоего системного решения, рассуждает гендиректор сбытовой компании «Транснефть-сервис С» Дмитрий Аржанов.

Возможно, выход как раз в создании «Единого гарантирующего поставщика». Но создавать такую организацию на базе сетевых компаний неправильно, считает он. «Хотя, возможно, других желающих на эти сбыты просто не существует», - допускает Аржанов.

«Возвращение к единому РАО «ЕЭС России» в таком случае было бы эффективнее, чем объединение разрозненных кусков, конкурирующих за тарифы», - спорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Это поставит крест на конкуренции и увеличит объемы перекрестного субсидирования: ФСК будет гасить долги сбытовых компаний за счет своих ресурсов, говорит он. Кроме того, придется переписывать законодательство, чтобы вновь разрешить деятельность по транспортировке и сбыту электроэнергии, напоминает директор фонда «Форсайт» Елена Колосок. И не исключено, что единой сетевой компании придется при консолидации сбытов выставлять оферту их миноритариям. А это дополнительные затраты, указывает она.

Начальник профильного управления ФАС Виталий Королев настаивает, что сбытовые компании должны быть отделены от сетевых. Представитель Федеральной службы по тарифам сказал, что его ведомство не получало подобных предложений от «Холдинга МРСК». Его коллеги из ФСК, «Холдинга МРСК», Минэкономразвития и Минэнерго от комментариев отказались.

Без оценки

«Холдинг МРСК» владеет долями в 12 энергосбытах. На бирже торгуются «Калмэнергосбыт» (капитализация - 198 млн руб.), «Каббалкэнерго» (94 млн руб.), «Екатеринбургэнергосбыт» (640 млн руб.) и «Псковэнергосбыт» (291 млн руб.). Оценка «Нурэнерго» и «Янтарьэнергосбыта» не проводилась. Стоимость «Тываэнергосбыта», «Карачаево-Черкесэнерго», «Дагэнергосбыта», «Ингушэнерго» и «Севкавказэнерго» равна нулю, следует из презентации.

Ксения Докукина

Создать новую компанию можно в несколько этапов, сказано в презентации. Сначала должна быть образована компания, которой холдинг передаст в управление все свои сбытовые организации. Параллельно следует учредить некоммерческое партнерство и передать ему акции энергосбытовых компаний. Последние затем должны быть объединены в «Единого гарантирующего поставщика». А затем некоммерческое партнерство предлагается ликвидировать. Акции «Единого гарантирующего поставщика» вернутся при этом к единой сетевой компании, созданной на базе ФСК и «Холдинга МРСК».

Этот монстр смог бы управлять не только энергосбытами, имеющимися сейчас у «Холдинга МРСК», но и сбытовыми компаниями, лишившимися статуса гарантирующего поставщика, следует из презентации. В перспективе это обеспечит возможность управления энергосбытовой деятельностью в любом регионе, отмечается в документе. Сколько времени потребуется на всю эту процедуру, в презентации не говорится.

Сейчас совмещать деятельность по передаче электроэнергии и по ее продаже в регионах, где имеется конкурентный рынок электроэнергии, запрещено законом. Единственное исключение -«Холдинг МРСК». Он со времен создания владеет сбытами на Северном Кавказе. Так предполагалось контролировать традиционную для Кавказа проблему неплатежей.

Но в прошлом году правительство все же поручило «Холдингу МРСК» избавляться от сбытовых компаний. Процесс был форсирован после решения объединить «Холдинг МРСК» и ФСК. В июне 2012 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала в течение года с момента получения ФСК функций единого исполнительного органа «Холдинга МРСК» продать сбыты.

Источник, близкий к «Совету рынка», считает, что подобный государственный механизм контроля и передачи функций гарантирующего поставщика сейчас крайне необходим с учетом предбанкротного состояния ряда сбытовых компаний. Сетевые компании обладают максимальной компетенцией, в том числе в части энергосбытовой деятельности в каждом регионе присутствия, объясняет он. К тому же можно будет добиться контроля над денежным потоком и устранить разногласия между сбытовыми и сетевыми компаниями (они оцениваются «Советом рынка» в 29,9 млрд руб. на июль 2012 г.).

Поскольку сетевые и сбытовые компании постоянно оспаривают в суде перекрестную задолженность, то в случае их объединения вероятность получения долгов генерирующей компанией снижается, говорит директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Но надо понимать, что речь идет о создании еще одного монополиста и усилении влияния государства на рынке электроэнергии и мощности, отмечает он. Финансовые проблемы сбытовых компаний требуют некоего системного решения, рассуждает гендиректор сбытовой компании «Транснефть-сервис С» Дмитрий Аржанов.

Возможно, выход как раз в создании «Единого гарантирующего поставщика». Но создавать такую организацию на базе сетевых компаний неправильно, считает он. «Хотя, возможно, других желающих на эти сбыты просто не существует», - допускает Аржанов.

«Возвращение к единому РАО «ЕЭС России» в таком случае было бы эффективнее, чем объединение разрозненных кусков, конкурирующих за тарифы», - спорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Это поставит крест на конкуренции и увеличит объемы перекрестного субсидирования: ФСК будет гасить долги сбытовых компаний за счет своих ресурсов, говорит он. Кроме того, придется переписывать законодательство, чтобы вновь разрешить деятельность по транспортировке и сбыту электроэнергии, напоминает директор фонда «Форсайт» Елена Колосок. И не исключено, что единой сетевой компании придется при консолидации сбытов выставлять оферту их миноритариям. А это дополнительные затраты, указывает она.

Начальник профильного управления ФАС Виталий Королев настаивает, что сбытовые компании должны быть отделены от сетевых. Представитель Федеральной службы по тарифам сказал, что его ведомство не получало подобных предложений от «Холдинга МРСК». Его коллеги из ФСК, «Холдинга МРСК», Минэкономразвития и Минэнерго от комментариев отказались.

Без оценки

«Холдинг МРСК» владеет долями в 12 энергосбытах. На бирже торгуются «Калмэнергосбыт» (капитализация - 198 млн руб.), «Каббалкэнерго» (94 млн руб.), «Екатеринбургэнергосбыт» (640 млн руб.) и «Псковэнергосбыт» (291 млн руб.). Оценка «Нурэнерго» и «Янтарьэнергосбыта» не проводилась. Стоимость «Тываэнергосбыта», «Карачаево-Черкесэнерго», «Дагэнергосбыта», «Ингушэнерго» и «Севкавказэнерго» равна нулю, следует из презентации.

Ксения Докукина, Ведомости

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?