Лукавое электричество

22 октября 2012 г.

В России к законам часто относятся примерно как к горе посреди равнины: не можешь переступить - обойди. Страна бескрайних равнин демонстрирует и бесконечное число попыток подобного обхода. В очередной раз это произошло в сфере энергетики - на первый взгляд узкоспециальной, а на деле касающейся практически всех и каждого.

Бурные споры уже не первый месяц идут вокруг попыток сгладить жесткие правила, установленные в постановлении правительства РФ N 877 от 4 ноября 2011 г. для энергосбытовых компаний, являющихся так называемыми гарантирующими поставщиками электроэнергии (кратко - ГП). Документ призван был защитить интересы малого и среднего бизнеса, страдавшего от постоянного завышения цен на электроэнергию, которое ГП практиковали широко и практически бесконтрольно.

Спросите у "человека с улицы", что такое гарантирующий поставщик, и он, скорее всего, в ответ лишь пожмет плечами. Даже не ведая, что регулярно платит ГП из своего кошелька довольно ощутимую сумму. ГП - это основной посредник между энергетической отраслью и конечным потребителем. Именно с ГП и только с ним население и предприятия малого и среднего бизнеса заключают договоры на поставку электроэнергии и платят по ценам, определенным по установленным правительством правилам. Источник дохода для ГП - это сбытовые надбавки, которые для этой цели устанавливаются для каждого ГП региональными регулирующими органами (обычно 3-5% от цены электроэнергии).

Изначально предполагалось, что такой источник будет единственным. Однако на практике ГП до вступления в силу постановления правительства РФ N 877 от 4 ноября 2011 г. удавалось найти немало "дополнительных резервов" для получения прибыли. Например, так называемое число часов использования мощности (ЧЧИ) - параметр, позволявший сбытовым компаниям "играть на повышение" с ценами для юридических лиц, прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса. Сама по себе крайне непрозрачная система ЧЧИ должна была поощрять розничных покупателей, равномерно потреблявших энергию в течение суток, однако была очень невыгодной, например, для магазинов или офисов, которые в ночное время не работают. Существовал и ряд других правил, в результате которых конечный потребитель оказывался в минусе: штрафы за "недобор", платежи при уходе от ГП и пр.

Сверхприбыли поставщиков выросли до скандальных размеров. По данным минэкономразвития, приводившимся в СМИ, дополнительные доходы ГП в 2010 г.

составили около 100 млрд руб., в 2011 году - 160 млрд, при этом рентабельность ГП составляла 44% против всего 4% у тепловых генерирующих компаний.

Малый и средний бизнес, а также сельхозпроизводители, за счет роста платежей которых эти суммы в значительной части и росли, воззвали к справедливости. Итогом стало принятое правительством с подачи минэкономразвития в рекордные сроки (практически за одни сутки) уже упоминавшееся постановление. Оно запрещало применять механизм ЧЧИ, исключало штрафы за "недоборы", лишало ГП избыточных доходов и вводило цены на электроэнергию в разумные законные рамки. Новые нормы вступили в силу с апреля 2012 года.

Но... Самое время вспомнить пословицу насчет обхода горы. Без лишней огласки уже разработана новая методика расчета сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков. Разрабатывалась она при непосредственном участии представителей ГП, и по сути это означает возврат тех самых избыточных доходов, которым правительство поставило заслон. Просто и элегантно - путем включения их в ту самую сбытовую надбавку. Согласно новой методике сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков определяются не в абсолютном выражении, как было раньше, а как процент от цены оптового рынка. Как-то "забылось", что экономически обоснованные расходы гарантирующих поставщиков вообще не зависят от цен оптового рынка, а определяются структурой обслуживаемых потребителей и их территориальной распределенностью.

Сбытовые надбавки по новой методике расчетов для крупных потребителей меняются незначительно, а вот для предприятий малого и среднего бизнеса увеличиваются в разы. В ряде регионов надбавки увеличатся более чем в 5 (!) раз. Например, в Новгородской области - с 6,5 до 48 коп/кВтч, а в Смоленской - с 5,8 до 33 коп/кВтч. По расчетам экспертов, "примеривших" новую методику исчисления надбавок к реальным компаниям-потребителям, в среднем рост сбытовых надбавок для указанных категорий составляет 327% в первой ценовой зоне и 314% - во второй ценовой зоне.

Предполагаемая методикой дифференциация сбытовых надбавок по категориям потребителей - это не что иное, как новый способ получения гарантирующими поставщиками непрозрачных сверхдоходов вместо использовавшегося ранее механизма ЧЧИ. По сути дела, новая методика расчета сбытовых надбавок ГП полностью сводит для потребителей к нулю эффект от постановления правительства РФ N 877 от 04.11.2011. Очень простая арифметика: если величина надбавки ставится в зависимость от цены оптового рынка, поставщикам становится выгодно завышать цены, одновременно снижая объем и качество оказываемых услуг. Как это отразится на росте цен, на уровне жизни в данных регионах, можно даже не пояснять. Понятно, что малый и средний бизнес сплошь и рядом окажется перед выбором - "быть или не быть". Подобное бремя может стать для него решающим шагом к разорению.

Согласно новой методике во многих регионах (например, Волгоградской, Свердловской, Омской областях) снижение сбытовых надбавок для крупных предприятий на 20-40% реализовано за счет роста надбавок для малого и среднего бизнеса в 1,5-2 раза. Возникает вопрос: почему в качестве "крайних" в очередной раз выбрали малый и средний бизнес, а не крупные компании; бедных, а не богатых? Ответ тоже очевиден. По закону крупные потребители при росте цен на электроэнергию могут без особых сложностей просто уйти от гарантирующего поставщика. А вот предприятиям малого и среднего бизнеса такого права не предоставили (хотя изначально подобные поправки предлагались, но в итоговый документ они не вошли).

Самостоятельный выход на оптовый рынок возможен только при присоединенной мощности свыше 20 МВА. Так что ГП так и будет диктовать свои условия малому и среднему бизнесу, а на величину "оброка" эти потребители повлиять не в силах.

Между тем Россия живет по закону, а не по каким-либо методическим указаниям, сводящим на нет решения правительства. Не доводя дело до резкого конфликта, как это было в прошлом году, представители малого и среднего бизнеса предложили ряд мер для того, чтобы ситуация все-таки не вышла из установленных законом рамок. Для этого, считают они, необходимо внести изменения в такой документ, как Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, в части сохранения текущего порядка установления сбытовых надбавок. То есть устанавливать их в абсолютном выражении (в коп/кВтч) и отменить дифференциацию между различными категориями потребителей. А если вдруг отдельные гарантирующие поставщики заявят о том, что требуется компенсировать им часть исключенных доходов (например, такую статью, как обслуживание сомнительных долгов), то соответствующие средства региональные регулирующие органы вполне могут включать в необходимую валовую выручку. И никаких обходных путей. Правда, и искусственно завышенных доходов - тоже.

Предложения по новой методике расчета сбытовых надбавок, предусматривающей значительное повышение цен на электроэнергию для малого и среднего бизнеса, недавно рассматривались Правительственной комиссией по электроэнергетике. Окончательно вопрос не решен. Таким образом, станут ли бедные еще беднее, зависит от решения, которое будет принято в ближайшие дни. Не исключено, что предпринимателям вновь потребуется защита от произвола гарантирующих поставщиков.

Ирина Поленова, Российская газета

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?