Сети протягивают через экспертов с переменным успехом

26 сентября 2014 г.

Правительство РФ по итогам заседания в четверг одобрило долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО "ФСК ЕЭС" (MOEX: FEES). Между тем, по мнению экспертного совета при правительстве, в ней еще есть что доработать. А предварительная оценка ДПР "Россетей" (MOEX: RSTI) и вовсе оказалась негативной.

Эксперты признали заложенные в программе развития ФСК целевые показатели "амбициозными" и "исполнимыми", отмечается в заключении по результатам рассмотрения ДПР компании, с которым ознакомился "Интерфакс". Концепцию сохранения операционной самостоятельности, заложенную в основу программы, оценили как "верную" с учетом кардинальных различий подходов к управлению магистральными и распределительными сетями.

Руководитель рабочей группы по рассмотрению ДПР и ключевых параметров эффективности ФСК экспертного совета при правительстве, экс-замминистра энергетики Михаил Курбатов сказал "Интерфаксу", что в целом эксперты относятся к ДПР компании одобрительно. "Нам нравится то, что в этой программе заявлены достаточно амбициозные цели по снижению операционных и инвестиционных издержек - то, чего все давно добиваются, а у ФСК это четко зафиксировано", - подчеркнул М.Курбатов.

При этом он отмечает два ключевых замечания к программе. Первое - цели программы (снижение потерь, повышение эффективности и т.д.) должны трансформироваться в KPI для менеджмента. "Достаточно странно получается, что в программе одни цели, а KPI не совсем им соответствуют. Хочется, чтобы KPI были такими же простыми и понятными, как цели и задачи, и были легко считаемы", - отметил эксперт.

Второе замечание заключается в том, что предложения экспертной группы по инвестпрограмме ФСК не нашли отражения в ДПР. В частности, замечание о замене старого оборудования на новое исходя из его технического состояния. "Нам кажется, что это поможет значительно повысить эффективность инвестпрограммы - либо расходы снизить, либо показатели надежности увеличить", - заключил М.Курбатов.

ЕСТЬ КУДА УЛУЧШАТЬ

Экспертов беспокоит, что инвестпрограмма ФСК формируется исходя из нормативного срока службы оборудования, а не его технического состояния. Если изменить подход и за ключевой показатель исполнения инвестпрограммы брать не изменение возраста оборудования, а показатели его надежности, может быть сокращен объем инвестиций в реновацию оборудования.

Помимо этого, в заключении отмечается, что при потребностях в финансировании в размере 685 млрд руб. на 5 лет отсутствуют экономические обоснования планов компании на эти средства. А при потенциальном замедлении или стагнации показателей полезного отпуска своевременные выплаты ФСК по долгам возможны лишь за счет роста тарифа или введения новых видов платы без увеличения объема и повышения качества оказываемых компанией услуг.

Также в документе отмечается, что в KPI не в полной мере отражены стратегические цели и задачи, например, размер экономии операционных и капитальных расходов.

ФСК предлагала ранее поддерживать доходную базу за счет новых видов платежей потребителей, таких, как плата за резерв, инвестиционную составляющую техприсоединения и др. Эксперты подчеркивают, что при этом не сообщается о потенциальном дополнительном вкладе внутренних источников компании, в частности, нет показателей по реальному выражению экономии затрат. Возникли замечания и по внедрению автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), определению потерь электроэнергии при передаче, срокам совершенствования программы KPI.

По мнению экспертов, интересы потребителей услуг ФСК как естественной монополии по существу не отражены в системе ключевых показателей. Так, совет рекомендовал компании привести методику расчета соблюдения сроков техприсоединения, а также достижения уровня надежности оказываемых услуг. В документе отмечается, что ФСК необходимо представить целевые значения показателей KPI в цифровых значениях. Также компанию просят предоставить стоимостную оценку повышения надежности и качества услуг. Есть и риски реализации программы. Дело в том, что она основывается на изменении отраслевого законодательства (например, на сохранении оплаты услуг по заявленной мощности после 1 января 2015 года), введении новых видов оплаты услуг ФСК, а в их отсутствие на росте тарифа. Кроме того, программа развития предусматривает получение "еще не согласованных объемов бюджетного софинансирования проектов".

НАД РАЗВИТИЕМ РОССЕТЕЙ ЕЩЕ БУДУТ РАБОТАТЬ

ДПР "Россетей" на заседании правительства не рассматривали. Эксперты также подготовили заключение и по развитию этой компании, но оговорились - заключение не является окончательным, так как проект ДПР был отправлен советом директоров компании на доработку.

В целом экспертный совет не поддержал ДПР в части основных предложений, среди которых, в частности, создание единой электросетевой компании на базе магистральных и распределительных сетевых активов. В документе отмечается, что эта идея не была достаточно технически и экономически обоснована. Кроме того, последствия перехода на единую акцию "не оценены как с точки зрения долговой нагрузки (речь о возможном предъявлении к погашению долговых обязательств в связи с реорганизацией - ИФ), так и с точки зрения стоимости акционерного капитала".

"Более того, данное предложение противоречит ранее принятым решениям о поэтапной приватизации распределительных сетей", - говорится в заключении. В качестве альтернативы консолидации эксперты предлагают "Россетям" рассмотреть шаги по совершенствованию корпоративного управления с последующей приватизацией дочерних зависимых обществ.

Также негативно оценили и предложение о переходе на единый тариф - это может привести к "значительному росту масштабов реального перекрестного субсидирования", когда тариф для промышленности будет превышать реальные расходы. Переход на единый тариф может спровоцировать и строительство потребителями собственной генерации и сокращение объемов потребления в ЕЭС, отмечается в документе.

Идея о наделении "Россетей" полномочиями единого регулятора "противоречит основам антимонопольного регулирования".

Скепсис вызвало и предложение о развитии сетевого комплекса за счет потребителей, в частности, за счет штрафов за неиспользуемую мощность. Это может подтолкнуть бизнес к развитию малой и распределенной генерации.

Как и для ФСК, эксперты рекомендуют "Россетям" раскрыть методику расчетов ключевых показателей эффективности, установить их цифровые значения и дополнительно рассмотреть "уровень амбициозности отдельных целевых значений КПЭ".

В "Россетях" "Интерфаксу" пояснили, что программа долгосрочного развития компании должна быть утверждена до 20 ноября. "До этого момента мы будем реагировать и учитывать мнение всех сторон обсуждения", - отметил представитель компании Дмитрий Бобков.

Как сообщалось, госмонополии должны утвердить долгосрочные программы развития с механизмом персональной ответственности руководителей (KPI) до конца года. Долгосрочные программы развития и инвестпрограммы компаний с госучастием (РЖД, "Россети", ФСК и "Газпром" - ИФ) проходят анализ в экспертном совете при правительстве, работу которого курирует министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Так, ранее экспертный совет провел анализ инвестпрограммы ФСК на 2015-2019 гг. и предложил компании возможности для потенциальной экономии при реализации инвестпрограммы. В частности, эксперты рекомендовали снизить удельные показатели стоимости строительства, реализовать программу реновации основных средств по фактическому состоянию оборудования, а также обратить особое внимание на то, чтобы стоимость исполнения инвестпрограммы не росла в результате несоблюдения сроков строительства. Среди контрольных показателей, связанных с инвестпрограммой сетей, эксперты также хотят видеть показатели по импортозамещению и инновационной деятельности.

Интерфакс

 

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?